/ /

ИТС – новый уровень безопасности

ИТС – новый уровень безопасности

28 декабря 2022, 15:48    3729

Валентин Подловченко

Валентин Подловченко

Генеральный директор компании «Мегаполис ИТ»

В сотрудничестве с ЦОДД г. Москвы компания «Мегаполис Информационные Технологии» с 2016 года ведет внедрение интеллектуальной транспортной системы. В ее основе лежит SmartMegapolis — платформа, позволяющая автоматически находить и реализовывать самые эффективные сценарии управления как отдельными транспортными средствами или их группой, так и транспортной системой города в целом. 16 модулей платформы обеспечило рост пропускной способности на 18% и снизило смертность в ДТП. Теперь у российских регионов есть возможность использовать этот опыт и наработанную базу знаний для реализации своих ИТС-проектов.

С  ЕПУТС  по пути

В состав современных интеллектуальных транспортных систем входят  высокотехнологичные инструменты контроля и управления дорожным движением: «умные» светофоры, камеры фотовидеофиксации, информационные табло, датчики скорости движения и т. д. Это оборудование управляется различными подсистемами, которые передают собранные данные в единую платформу управления транспортной системой (ЕПУТС).

На их основе платформа строит графики, отчеты, статистику за разные периоды, прогнозы с учетом изменяющихся условий. Таким образом ЕПУТС выполняет роль стратегического центра, куда стекаются и обрабатываются все данные на городском, региональном, а в будущем и на федеральном уровне. Далее принимаются решения по развитию транспортной сети (планирование удобной маршрутной сети, разработка лучших схем организации дорожного движения и пр.).

Единый центр управления

Для эффективного управления транспортной системой города вынуждены постоянно наращивать количество технических средств организации дорожного движения. Эти технические средства и модули их управлением часто находятся на балансе у разных организаций, каждая из которых ведет свою собственную статистику и аналитику, осуществляет управление исходя из имеющихся собственных данных.

В результате иногда даже точной информации о том, сколько в городе установлено оборудования, найти почти невозможно.

Именно совместная работа ЕПУТС и центра организации движения позволяет добиться результатов и показателей, которые заложены в национальных проектах.

Опять же в случае с транспортной системой Москвы автоматизированное обнаружение и фиксация ДТП или любой другой нештатной ситуации с помощью камер, детекторов и других внешних источников позволяют мгновенно регистрировать событие и направлять информацию о нем в ответственные за реагирование службы и ситуационный центр организации дорожного движения. Там принимается решение о наилучшем методе разрешения ЧС: самостоятельное реагирование или координация работы служб МЧС, ГИБДД, МВД и других.

Синергия за счет комплексного внедрения и совместной работы систем управления нештатными ситуациями, системы централизованного управления контентом на информационных табло и службы обеспечения бесперебойного движения «Дорожный патруль» позволила уменьшить количество очагов аварийности на 32%, снизить число ДТП с пострадавшими на 15% и время на ликвидацию последствий ДТП с 6 до 2,5 часов.

Пример для регионов

На фоне внедрения ЕПУТС ситуация с безопасностью на дорогах может поэтапно улучшаться из года в год: целевой показатель, который установлен в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предполагает к 2024 году снижение смертности в ДТП в 3,5 раза от уровня 2017 года, то есть до 4 человек на 100 тыс. населения. В 2017 году на территории Москвы этот показатель уже был достигнут, а по итогам 2020 года снизился до 2,9, т.е. на 27,5%.

Столичный департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры подсчитал, что среднее время в пути от МКАД до центра на городском транспорте в часы «пик» удалось сократить с 56 минут в 2019 году до 55 минут в 2020-м, что на 18% меньше, чем в 2010 году (67 минут). Может показаться, что изменение небольшое, однако за этот же период (с 2010 по 2020 г.) число автомобилей в столице возросло с 5,5 млн до 7,7 млн. Таким образом, снижение времени пробок в часы «пик» на 18% при росте автопарка на 40% – отличный показатель.

Как выбрать лучшее

Чтобы не ошибиться в выборе систем среди всего многообразия представленных на рынке IT-решений, имеет смысл изучить опыт городов и регионов, которые уже установили у себя различные компоненты ИТС и качественно улучшили ситуацию в транспортной отрасли. Города, которые уже внедрили многие ключевые модули и подсистемы для единой платформы управления транспортной системой: Севастополь, Тверь, Москва, Саратов, Сыктывкар и Владивосток.

Одним из наиболее важных аспектов при внедрении ЕПУТС является экономия региональных бюджетных средств не только при создании, но и при эксплуатации и дальнейшем развитии цифровых платформ. Важно использование в компонентах ЕПУТС аппаратно независимых программных решений, исключающих прямую зависимость от технических особенностей моделей и конфигураций оборудования, особенно это важно сейчас, когда многие иностранные производители ушли или сократили бизнес в России.

Гибкость и масштабируемость – ключевые атрибуты, которыми должна обладать транспортная IT-инфраструктура, благодаря этому у городов появляется возможность использовать существующие или внедряемые партнерами устройства – светофорные контроллеры, датчики, камеры, детекторы и таким образом избежать зависимости от единственного поставщика и сэкономить выделенные средства.

ЕПУТС «SmartMegapolis», действует в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Экосистема продуктов решает все задачи, стоящие перед ИТС: автоматизацию управления дорожной инфраструктурой, мониторинг и контроль оборудования, работу с заявками, нештатными ситуациями, инцидентами, телематику, видеоаналитику, моделирование и многое другое.

Платформа может взаимодействовать с любым оборудованием, ранее установленном на улично-дорожной сети, все ее модули интегрируются с системами, которые уже используют структуры, ответственные за организацию дорожного движения. Информация, которую принимает платформа из разных подсистем и периферийных устройств, может быть интегрирована для вывода единой предиктивной аналитики с учетом исторических данных всех подключенных модулей, что создает многоуровневую и целостную картину.

 «Smart Megapolis» внесена в Реестр российского программного обеспечения постановлением федерального Минкомсвязи. Это полностью отечественная разработка, многие модули и компоненты которой уже тоже внесены в Реестр отечественного программного обеспечения.

SmartMegapolis. Ключевые модули

Ключевые модули платформы ЕПУТС «SmartMegapolis» успешно решают задачи организации движения.

Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) является ключевым модулем платформы. Пользуясь установленными на светофорных объектах камерами и детекторами транспорта, искусственный интеллект оценивает загруженность полос и направлений, учитывает наличие пешеходов, специального или общественного транспорта для выдачи приоритета движения в том или ином направлении.

Работа сложной математической модели позволяет учитывать транспортную обстановку на смежных перекрестках и оперативно реагировать на изменения, гибко подстраивая работу светофорных объектов и выравнивая транспортные потоки таким образом, чтобы увеличить пропускную способность и сократить время ожидания на перекрестке.

Синхронизация данных из различных систем позволяет сформировать полноценный цифровой двойник города, оценивая положение дел на дорогах в реальном времени.

«Комплексная система организации дорожного движения» (КСОДД) – основа будущего «умного города». Система служит для моделирования и проектирования планов организации движения и дорожной инфраструктуры, она детально отображает объекты на улично-дорожной сети. С помощью КСОДД создается единая карта всей городской улично-дорожной сети с возможностью детального проектирования ПОДД с точностью до сантиметра и в соответствии с ГОСТ.

Подсистема позволяет автоматизировать жизненный цикл проектов от этапа подачи заявки до реализации на местности. Модуль также содержит сервис, осуществляющий автоматические проверки наиболее частых ошибок проектирования, что сводит к минимуму ошибки в будущем и повышает качество проектной документации.

Региональная навигационно-информационная система (РНИС)

Региональная навигационно-информационная система осуществляет контроль за перемещением транспортных средств с помощью технологии ГЛОНАСС. Являясь централизованной телематической платформой, отвечающей за сбор, хранение, агрегирование и передачу телематических данных о транспортных средствах и других объектах мониторинга, система предоставляет сервисы обмена информацией между поставщиками и получателями данных. Это позволяет вести наблюдение за различными категориями транспортных средств.

Динамическая транспортная модель (ДТМ) оснащена дорожным графом и математическим алгоритмом, которые позволяют анализировать улично-дорожную сеть в режиме реального времени. Диспетчер использует функциональный модуль, чтобы проанализировать изменение скорости движения и проезда за любой период времени с выборкой по типу транспортных средств и прогнозом прибытия, смоделировать и скорректировать маршрут городского транспорта с учетом загруженности магистралей.

Сервис контроля пассажирских перевозок (АИС КПП) выводит на новый уровень комфорта и качества услуги муниципальных и коммерческих перевозчиков. Региональный центр управления с помощью сервиса контролирует работу всех типов городских транспортных средств (ТС), отслеживает нарушения движения и потери связи с транспортом, а также качество выполнения перевозок и соблюдение расписаний.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2595 s
queries: 233 (0.0242 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.