Различные решения для проектирования систем контроля на предприятиях можно сравнить с рецептами ресторанного шеф-повара: в них также присутствуют тщательно подобранные ингредиенты (как основные, так и приправы), определённая последовательность их применения и сочетания. Вместе с особыми требованиями к качеству продуктов у хорошего шеф-повара всегда есть свои секреты, благодаря которым его блюда становятся уникальными и привлекают клиентов. Один такой секретный ингредиент появился у компании «ТвинПро», благодаря находчивым шахтёрам, придумавшим, как обмануть их систему.
Текст: Александр Костин
История
Поначалу в этой истории ничего примечательного не было. Служба безопасности предприятия обратилась со стандартной задачей: установить СКУД на угольной шахте. Причём основной проблемой заказчика был не столько контроль рабочего времени, сколько снижение травматизма, который очень дорого обходился предприятию.
Заказчик пытался изменить ситуацию административным путём — то есть штрафами, но толку было мало.
Чтобы заставить людей соблюдать ТБ, специалисты «ТвинПро» сначала предложили заказчику установить тепловизоры с аналитикой для постоянного мониторинга на всём маршруте от лифта (на котором шахтёры спускаются в шахту) до забоя.
Но такой вариант показался слишком дорогим, а главное — это не лишало людей смысла нарушать ТБ. Ведь это просто фиксация, а не предотвращение.
Поэтому остановились на простом варианте: установить модуль «Маршрут»: на пути следования в шахте в 3–4-х точках на каждом маршруте появились контрольные считыватели. Простыми словами, шахтёры теперь были обязаны проходить последовательно все эти точки и отмечаться на них.
Поначалу это, вроде бы, сработало: заказчик был доволен. Шахтёры стали дисциплинированно проходить через систему. Но…
Как вы понимаете, это ещё не окончание истории.
Постановка проблемы
Прошло около пяти месяцев? и служба безопасности предприятия снова обратилась к «ТвинПро».
Это были бы ненастоящие шахтёры, если бы они не нашли способа обмануть систему. Рассказывает Павел Николаевич Чиликин, генеральный директор группы компаний «ТвинПро»:
По старой памяти к нам обратился сотрудник службы безопасности с просьбой помочь в решении неординарной проблемы. Шахтёры, спускаясь в шахту до уровня горизонтального разреза ездят до места забоя на вагонетках, предназначенных для перевозки угля. От забоя до начала шахты вагонетка едет полная с углём, а обратно – пустая. Так почему бы не воспользоваться такой возможностью — подумали шахтёры, и принялись эксплуатировать вагонетку в качестве транспорта. В шахте темно, сыро и зачастую скользко. А идти до забоя в некоторых шахтах приходится по нескольку километров. Лень ведь!
Какой-либо из шахтеров ежедневно «назначался дежурным». Он собирал у всех остальных каски (а метки СКУД у них вшиты в каски) и пешком проходил весь маршрут, отмечаясь за всех. Остальные при этом ехали на вагонетке, да ещё теперь уже без касок. В результате система, вроде бы, работала, а травматизм не снижался и даже вырос.
Решение проблемы
Любую систему можно обмануть методом проб и ошибок. Гораздо сложнее обмануть комплекс систем, взаимосвязанных между собой. Тогда помимо тактико-технических характеристик отдельных систем необходимо точно знать ещё и алгоритмы взаимодействия систем между собой.
— отметил Павел Чиликин, генеральный директор ГК ТвинПро.
Вот тут-то и проявилась возможность для поисков нестандартного решения. Найти его можно было только при содействии сотрудников Службы охраны труда. Вместе со специалистами «ТвинПро» они прошли все маршруты от лифта шахты до забоя и получили полное представление о том, какие действия совершают шахтёры и какие у них возникают возможности (и искушения) обмануть систему.
В результате было предложено установить камеры видеонаблюдения с аналитикой на контрольных точках. То есть просто дополнили систему контроля видеофиксацией.
На протяжении 2,5 км было установлено 4 контроллера и 4 контрольных считывателя. Бюджетное решение, которое решило проблему путём лишения смысла катания на вагонетках.
— пояснил Павел Чиликин.
Вывод первый
Вернёмся к нашей аналогии с рецептами.
Применяя стандартные рецепты установки СКУД, как правило, нет необходимости использовать этот особенный ингредиент — мониторинг всех возможных действий сотрудников организации после установки СКУД.
Но как показывает история с шахтёрами, этот ингредиент может оказаться просто незаменимым. Особенно, когда приходится иметь дело с предприятиями, где:
- есть непонимание персональной ответственности сотрудниками или же у них отсутствует заинтересованность (отрицательная млотивация);
- есть необходимость контроля самого процесса эксплуатации СКУД;
- система контроля устанавливается на участках, где сотрудники с отрицательной мотивацией действуют самостоятельно.
Необходимость этого ингредиента не всегда очевидна обеим сторонам, но именно он придаст вашему блюду ту самую «изюминку», которая сделает его идеальным. И вы сможете «подать» его максимально убедительно.
Вывод второй
Посмотрим на эту историю с другой стороны: с точки зрения возможности управления процессами на предприятии с помощью систем контроля.
Казалось бы, всё просто: руководство предприятия-заказчика предлагает решить типовую, в общем-то, задачу. Даёт перечень всех точек (пунктов) контроля, необходимых и достаточных с его точки зрения. Их посмотрели, определили объём работ, посчитали стоимость, клиент согласился — все довольны?
Поначалу да, ведь до этого в задачи установки СКУД обычно входили только различные «входные группы»: проходные, КПП, раздевалки — в общем, те участки, которые должны были оснащаться в соответствии с внутренними регламентами предприятия. А сами шахты никогда не входили в этот перечень, это же внутренняя территория предприятия. Там ничего и не предполагалось устанавливать. Там была зона ответственности внутренней службы охраны труда и только впоследствии (когда поняли, что травматизм не снижается) она переросла в техническую задачу для СКУДа.
Заключение
Эта история примечательна не только как пример нестандартного решения проблем заказчика с учётом понимания условий эксплуатации систем контроля на разных уровнях.
Она показывает, как СКУД может быть использован в качестве одного из инструментов управления — регулирования рабочих процессов на предприятии. А обратная связь, которую обеспечивает система, может выходить за рамки собственно контроля перемещений сотрудников, но и решать другие задачи.
Какие они могут быть? Идём дальше.
Когда речь идёт о системах безопасности, то не нужно ограничиваться только лишь решением проблем и задач самой безопасности. Смотреть нужно шире: на бизнес-процессы предприятий, охрану труда, системы автоматизации и прочее. И тогда мы сможем решать задачи бизнеса, которые в отличие от систем безопасности, позволяют зарабатывать или, как минимум, экономить деньги.
— объяснил Павел Чиликин.