/ /

Как шахтеры обманули систему СКУД

Как шахтеры обманули систему СКУД

15 апреля 2024, 21:24    486

ТвинПро

ТвинПро

Разработчик высокотехнологичных систем безопасности

Различные решения для проектирования систем контроля на предприятиях можно сравнить с рецептами ресторанного шеф-повара: в них также присутствуют тщательно подобранные ингредиенты (как основные, так и приправы), определённая последовательность их применения и сочетания. Вместе с особыми требованиями к качеству продуктов у хорошего шеф-повара всегда есть свои секреты, благодаря которым его блюда становятся уникальными и привлекают клиентов. Один такой секретный ингредиент появился у компании «ТвинПро», благодаря находчивым шахтёрам, придумавшим, как обмануть их систему.

Текст: Александр Костин

История

Поначалу в этой истории ничего примечательного не было. Служба безопасности предприятия обратилась со стандартной задачей: установить СКУД на угольной шахте. Причём основной проблемой заказчика был не столько контроль рабочего времени, сколько снижение травматизма, который очень дорого обходился предприятию. 

Заказчик пытался изменить ситуацию административным путём — то есть штрафами, но толку было мало.

Чтобы заставить людей соблюдать ТБ, специалисты «ТвинПро» сначала предложили заказчику установить тепловизоры с аналитикой для постоянного мониторинга на всём маршруте от лифта (на котором шахтёры спускаются в шахту) до забоя.

Но такой вариант показался слишком дорогим, а главное — это не лишало людей смысла нарушать ТБ. Ведь это просто фиксация, а не предотвращение.

Поэтому остановились на простом варианте: установить модуль «Маршрут»: на пути следования в шахте в 3–4-х точках на каждом маршруте появились контрольные считыватели. Простыми словами, шахтёры теперь были обязаны проходить последовательно все эти точки и отмечаться на них.

Поначалу это, вроде бы, сработало: заказчик был доволен. Шахтёры стали дисциплинированно проходить через систему. Но…

Как вы понимаете, это ещё не окончание истории.

Постановка проблемы

Прошло около пяти месяцев? и служба безопасности предприятия снова обратилась к «ТвинПро».

Это были бы ненастоящие шахтёры, если бы они не нашли способа обмануть систему. Рассказывает Павел Николаевич Чиликин, генеральный директор группы компаний «ТвинПро»:

По старой памяти к нам обратился сотрудник службы безопасности с просьбой помочь в решении неординарной проблемы. Шахтёры, спускаясь в шахту до уровня горизонтального разреза ездят до места забоя на вагонетках, предназначенных для перевозки угля. От забоя до начала шахты вагонетка едет полная с углём, а обратно – пустая. Так почему бы не воспользоваться такой возможностью — подумали шахтёры, и принялись эксплуатировать вагонетку в качестве транспорта. В шахте темно, сыро и зачастую скользко. А идти до забоя в некоторых шахтах приходится по нескольку километров. Лень ведь!

Какой-либо из шахтеров ежедневно «назначался дежурным». Он собирал у всех остальных каски (а метки СКУД у них вшиты в каски) и пешком проходил весь маршрут, отмечаясь за всех. Остальные при этом ехали на вагонетке, да ещё теперь уже без касок. В результате система, вроде бы, работала, а травматизм не снижался и даже вырос.

Решение проблемы

Любую систему можно обмануть методом проб и ошибок. Гораздо сложнее обмануть комплекс систем, взаимосвязанных между собой. Тогда помимо тактико-технических характеристик отдельных систем необходимо точно знать ещё и алгоритмы взаимодействия систем между собой.

— отметил Павел Чиликин, генеральный директор ГК ТвинПро.

Вот тут-то и проявилась возможность для поисков нестандартного решения. Найти его можно было только при содействии сотрудников Службы охраны труда. Вместе со специалистами «ТвинПро» они прошли все маршруты от лифта шахты до забоя и получили полное представление о том, какие действия совершают шахтёры и какие у них возникают возможности (и искушения) обмануть систему.

В результате было предложено установить камеры видеонаблюдения с аналитикой на контрольных точках. То есть просто дополнили систему контроля видеофиксацией.  

На протяжении 2,5 км было установлено 4 контроллера и 4 контрольных считывателя.  Бюджетное решение, которое решило проблему путём лишения смысла катания на вагонетках.

— пояснил Павел Чиликин.

Вывод первый

Вернёмся к нашей аналогии с рецептами.

Применяя стандартные рецепты установки СКУД, как правило, нет необходимости использовать этот особенный ингредиент — мониторинг всех возможных действий сотрудников организации после установки СКУД.

Но как показывает история с шахтёрами, этот ингредиент может оказаться просто незаменимым. Особенно, когда приходится иметь дело с предприятиями, где:

  • есть непонимание персональной ответственности сотрудниками или же у них отсутствует заинтересованность (отрицательная млотивация);
  • есть необходимость контроля самого процесса эксплуатации СКУД;
  • система контроля устанавливается на участках, где сотрудники с отрицательной мотивацией действуют самостоятельно.

Необходимость этого ингредиента не всегда очевидна обеим сторонам, но именно он придаст вашему блюду ту самую «изюминку», которая сделает его идеальным. И вы сможете «подать» его максимально убедительно.

Вывод второй

Посмотрим на эту историю с другой стороны: с точки зрения возможности управления процессами на предприятии с помощью систем контроля.

Казалось бы, всё просто: руководство предприятия-заказчика предлагает решить типовую, в общем-то, задачу. Даёт перечень всех точек (пунктов) контроля, необходимых и достаточных с его точки зрения. Их посмотрели, определили объём работ, посчитали стоимость, клиент согласился — все довольны?

Поначалу да, ведь до этого в задачи установки СКУД обычно входили только различные «входные группы»: проходные, КПП, раздевалки — в общем, те участки, которые должны были оснащаться в соответствии с внутренними регламентами предприятия. А сами шахты никогда не входили в этот перечень, это же внутренняя территория предприятия. Там ничего и не предполагалось устанавливать. Там была зона ответственности внутренней службы охраны труда и только впоследствии (когда поняли, что травматизм не снижается) она переросла в техническую задачу для СКУДа.

Заключение

Эта история примечательна не только как пример нестандартного решения проблем заказчика с учётом понимания условий эксплуатации систем контроля на разных уровнях. 

Она показывает, как СКУД может быть использован в качестве одного из инструментов управления — регулирования рабочих процессов на предприятии. А обратная связь, которую обеспечивает система, может выходить за рамки собственно контроля перемещений сотрудников, но и решать другие задачи.

Какие они могут быть? Идём дальше.

Когда речь идёт о системах безопасности, то не нужно ограничиваться только лишь решением проблем и задач самой безопасности. Смотреть нужно шире: на бизнес-процессы предприятий, охрану труда, системы автоматизации и прочее. И тогда мы сможем решать задачи бизнеса, которые в отличие от систем безопасности, позволяют зарабатывать или, как минимум, экономить деньги.

— объяснил Павел Чиликин.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2655 s
queries: 72 (0.0104 s)
memory: 2 048 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.