Сергей Детинин
Директор АНО «Агентство по Развитию Транспорта, Безопасности и Туризма»
В условиях моратория на проверки (действует до 1 января 2024 года) субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ) идут по пути непроведения сертификации по требованиям ПП 969*. Их аргумент: расходы на сертификацию систем безопасности обойдутся дороже, чем штраф за неисполнение законодательства. В результате объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства не обеспечены сертифицированными системами в той степени, как того требуют нормативы. Хотя решение существует – достаточно просто пересмотреть отношение к сертификации.
*Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»
Причины скептического и настороженного отношения СТИ к сертификации систем безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) можно разделить на несколько основных групп.
Количество систем для сертификации
Независимо от фактически установленных технических средств безопасности на объекте под сертификацию подпадают только тесистемы, которые описаны в «Плане обеспечения транспортной безопасности» (ПОТОБ). Ответственность субъекта транспортной инфраструктуры по сертификации будет распространяться только на них. Поэтому прежде всех оценок стоимости сертификации начать следует с оценки уязвимостей и разработки ПОТОБ.
Отсутствие аудита ИТСОТБ, установленных на объекте
Не все системы и устройства, установленные на объекте и отраженные в Планах обеспечения транспортной безопасности, будут соответствовать требованиям ПП 969. Но это не значит, что требованиям постановления не соответствует вся система технических средств обеспечения транспортной безопасности. Какая вообще должна быть система? Что она должна собой представлять? Для ответов на эти вопросы необходим аудит системы. Проводить аудит должна организация, которая специализируется в транспортной безопасности.
По итогам аудита следует принимать решение – либо приводить существующую систему в соответствие с требованиями законодательства путем ее замены либо применить сертификацию пригодных элементов системы, уже установленных на объекте, по так называемой «четвертой схеме». В этом случае приобрести нужно будет только недостающие элементы системы. Например, приобрести лишь видеокамеры, а сам сервер будет уже сертифицирован. Такой подход поможет оптимизировать расходы не только на сертификацию, но и на переоснащение самого объекта.
«Дорожная карта» по реализации требований ПП 969 на объекте
С точки зрения 16-ФЗ «О транспортной безопасности» такой «дорожной картой» должен служить План обеспечения транспортной безопасности. Но на практике субъекты транспортной инфраструктуры идут по формальному пути, разработку плана доверяют специализированным организациям. Как правило, ПОТБ представляет собой документ объемом от 200 до 500 страниц и понятен только глубинным специалистам в области ТБ и открывается только при проверках.
На практикеруководителю ОТИ больше пользы принес бы документ именно в формате «дорожной карты», состоящей из 1-2 страниц. В ней можно пошагово описать конкретные мероприятия по сертификации систем и средств обеспечения транспортной безопасности устройств, установленных на объекте/транспортном средстве, включая:
–системы видеонаблюдения;
–системы охранной сигнализации;
– системы контроля управления доступом;
– система оповещения;
– система видеозаписи и т. д,
В «дорожной карте» может быть прописано, сколько стоит каждая позиция (примерные цены рынка), сроки выполнения каждого в отдельности требования, возможные пути оптимизации финансовой нагрузки без снижения качества обеспечения ТБ на ОТИ и т. д.
Технические компетенции сотрудников, ответственных за транспортную безопасность
Корректному учету инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) не объекте нередко препятствует отсутствие у большинства СТИ квалифицированных сотрудников, которые одновременно с навыками обеспечения безопасности имели бы высшее техническое (инженерное) образование и соответствующий опыт работы и понимание процессов ИТСОТБ, установленных на ОТИ с точки зрения требований ПП 969.
Даже если специализированная организация по приглашению СТИ провела аудит, составила «дорожную карту», составила ПОТБ, то конечный результат будет полностью зависеть от квалификации ответственных исполнителей на самом объекте. Выход один – или проводить обучение сотрудников, или нанимать профессионалов с инженерно-техническим образованием.
Правильно использовать мораторий
Мораторий хоть и был продлен повторно, но закончится уже через один год – 1 января 2024 года.Большинство СТИ не используют время, которое государство отвело для моратория, чтобы выполнить требования по сертификации. Полутора-двухлет вполне достаточно, чтобы запланировать бюджет, подать заявку в компетентный орган, провести лабораторные испытания, в случае необходимости докупить сертифицированные элементы системы.
Если бы у объекта была «дорожная карта», которая распределилабы финансовую нагрузку на закупку и сертификацию по статье расходов «Транспортная безопасность», то времени моратория как раз хватило бы на то, чтобы привести ИТСОТБ на ОТИ в полное соответствие требованиям законодательства.
Формально время еще есть, его может хватить. Главное – правильно использовать предоставленную мораторием отсрочку. Сделать это помогут профильные отраслевые организации.
Ставка на специализированные организации
Взаимодействие субъектов со специализированными организациями, имеющими соответствующий опыт в общих вопросах реализации ТБ и лабораторных испытаниях по требованиям ПП 969, становится все более частым. И это понятно: такой подход позволяет получить необходимые решения в кратчайший срок и с максимальным результатом.
Рекомендации профильных специалистов и сертификация уже установленных ИТСОТБ вместо полной замены систем на объектах позволяют заказчикам и субъектам сэкономить сразу по нескольким направлениям:
- не требуется новогопроектированиясистемы ИТСОТБ на объектах/транспортных средствах;
- сокращается список оборудования к закупке. В соответствии с ПП969 на ОТИ должно быть максимально установлено10 систем. Точное количество прописывается при составлении ПОТБ исходя из специфики ОТИ. не стоит забывать, что сертифицированное оборудование стоит в полтора-два раза дороже несертифицированного;
- не требуется демонтаж старого оборудования, даже если оно было установлено 2-3 года назад, отлично работает, полностью удовлетворяет потребности субъекта. Сертифицированное у производителей (продавцов) оборудование имеет срок действия всего три года с момента его сертификации в компетентном органе (а не продажи или установки на ОТИ/ТС), а сертификат соответствия уже установленного на ОТИ оборудования, в соответствии с требованиями ПП 969, выдается на пять лет;
- не потребуется оплачивать монтаж нового оборудования, пусконаладочные работы и его сервисное обслуживание, которое часто идет как обязательное условие приобретения сертифицированного оборудования.
Модернизация системы вместо переоснащения
«Сертификация это дорого» – может быть только в одном случае. Если субъект забывает о технических средствах, которые уже стоят на объекте. Важно понимать – сертификация не означает полного переоснащения объекта.
Зачем убирать старую систему, если она работает? Ведь можно модернизировать существующую. Этим главным принципом должны руководствоваться субъекты транспортной инфраструктуры при рассмотрении вопросов сертификации.
Государство делает много шагов навстречу транспортному бизнесу, понимая сложную финансовую и политическую ситуацию. Главное, чтобы СТИ проводили эту работу с надлежащим качеством и в установленные сроки.