/ /

«Авиатакси»: деньги решают не все

«Авиатакси»: деньги решают не все

30 января 2024, 22:34    883

Сергей Детенышев

Сергей Детенышев

Председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий (Ассоциация МалАП)

В Госдуме межфракционная рабочая группа по развитию малой авиации готовит законопроект о введении в Воздушный кодекс РФ термина «авиатакси». Под ним понимают коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов на легких воздушных судах. Введение термина позволит в дальнейшем создать специальное регулирование данного направления гражданской авиации и убрать административные барьеры, которые стали главной причиной полного отсутствия в России рынка авиатакси.

Специфика «авиатакси»

Авиатакси – самый массовый сегмент рынка малой авиации, деятельность которого сосредоточена в удаленных населенных пунктах на микроаэродромах, где базируется от 1 до 5 легких воздушных судов пассажировместимостью от 1 до 5 человек. Это микробизнес, где один человек в статусе ИП выполняет функции пилота, техника и оператора аэродрома. В России около 66% территории относится к отдаленным, труднодоступным и малонаселенным регионам (ОТДМР). Только малая авиация позволит обеспечить высокое качество транспортного обслуживания, решение различных социальных задач в ОТДМР при реалистичных объемах затрат граждан, бизнеса и государства. Оценки показывают, что активное развитие малой авиации приведет к росту емкости соответствующих рынков продукции авиастроения до десятков миллиардов рублей в год.

Однако, если сегодня по всей стране откроются микроаэродромы, это приведет к коллапсу. Органы власти не смогут обработать поток документации, предусмотренный постановлениями № 731 и № 2090. Возникает много вопросов: а настолько ли высок риск террористической угрозы в глубинке Сибири, что требуется такой документооборот? Как один человек сможет выполнить требования по недопущению на аэродром или в самолет вооруженных или физически сильных преступников? Как планируется обеспечить своевременное реагирование на сообщения об актах незаконного вмешательства из поселка в Якутии?

Простая аналогия: никто не вменяет подобного рода обязанности субъектам легкового и маршрутного такси. Водители не обязаны обыскивать пассажиров, проверять их документы, изымать оружие, оформлять и согласовывать паспорта транспортной безопасности, устанавливать пропускной режим на остановки транспорта. Хотя уровень риска и масштаб деятельности сопоставим.

Авиация, которой не существует

Термина «малая авиация» официально не существует. Это собирательный образ, помогающий неспециалисту отделить «кукурузники» от «боингов». В п.3 ст.21 Воздушного кодекса РФ есть более общий термин: «Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения». Отсутствие четкой и официально утвержденной классификации деятельности уже вносит неопределенность и путаницу в вопросы, связанные с развитием направления малой авиации и легких воздушных судов – авиатакси.

Принятие первоначальных версий Постановлений Правительства РФ № 731 от 21 апреля 2022 г. и №  2090 от 29 ноября 2021 г. (№ 1603 и № 1604 соответственно) немедленно привело к массовому закрытию малых аэродромов. Ряд новых требований оказался невыполним, а финансовая нагрузка на операторов объектов стала непомерной (разработка дополнительной документации, устройство на работу аттестованных специалистов, приобретение техсредств и другие мероприятия оценивались в десятки миллионов рублей). В итоге 44 аэродрома из категории «аэродром гражданской авиации» перевели в категорию «посадочная площадка».

Позже, с вступлением в силу нового Постановления № 2090, для малых аэродромов с длиной взлетно-посадочной полосы (ВПП) менее 1300 метров сделали некоторые послабления в требованиях. Удалось немного снизить финансовую нагрузку. Но остался главный административный барьер – сам факт вменения обязанностей и ответственности по обеспечению транспортной безопасности всем без исключения аэродромам и коммерческим перевозчикам, вне зависимости от масштабов их деятельности.

Согласно ст. 40 Воздушного кодекса РФ:

П.1. Аэродром – участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

П. 7. Посадочная площадка – участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Законодательное регулирование

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу транспортной безопасности в малой авиации:

  • Федеральный закон от 9.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 г. № 731 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5.10.2020 г. № 1604»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.11.2021 г. № 2090 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5.10.2020 г. № 1603».

Очевидные решения

После появления в Воздушном кодексе РФ такого объекта регулирования, как авиатакси, требования транспортной безопасности нужно будет скорректировать. Ряд требований, заведомо неисполнимых для каждого отдельного ИП в удаленных малонаселенных пунктах, может быть реализован в случае применения в авиатакси механизмов саморегулирования за счет централизации информационных потоков.

По мнению председателя экспертного совета при Межфракционной рабочей группы по вопросам развития малой авиации, зампредседателя Госдумы Владислава Даванкова, не столь важно увеличение субсидирования, сколько снятие административных барьеров. «В рамках Межфракционной рабочей группы готовятся законопроекты по специальному регулированию малой авиации. Это позволит устранить существующие административные барьеры, обеспечит инвестиционную привлекательность малой авиации и даст стимул к развитию отрасли за счет частных инвестиций».

Расчеты показали, что, если устранить избыточные требования и ввести саморегулирование воздушных коммерческих перевозок на легких воздушных судах, себестоимость авиатранспортных услуг малой авиации снизится в 5-6 раз. Например, для самолета Цессна-172 в Республике Саха (Якутия) себестоимость летного часа снизится с 25 000 руб. до 4000 руб. Как следствие, цена билетов станет доступна населению российских регионов (в случае с Цессна-172 стоимость билета составит 1333 руб. вместо 8300 руб.). Это позволит предприятиям малой авиации выполнять авиаперевозки в любой точке страны на условиях самоокупаемости и без каких-либо субсидий.

Справка

Ассоциация малых авиационных предприятий (Ассоциация МалАП) учреждена на полях Авиасалона МАКС-2019 и зарегистрирована в качестве юридического лица 18 октября 2019 года. Членами ассоциации являются все субъекты рынка малой авиации: коммерческие эксплуатанты, разработчики, производители и центры техобслуживания легких воздушных судов и компонентов к ним, авиационные учебные центры, операторы малых аэродромов.

Ассоциация создана с целью возрождения малой авиации как вида общественного транспорта и значимой отрасли экономики.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2517 s
queries: 72 (0.0112 s)
memory: 4 096 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.