Форум, собравший в своих стенах несколько свыше пятисот участников, сумел объединить лидеров и экспертов автомобильной, транспортной, информационно-навигационной отраслей в рамках формирования инновационного «авторынка будущего». Мероприятие провёл «Инфраструктурный центр НТИ «Автонет» вместе с рабочей группой Национальной технологической инициативы «Автонет» в партнерстве с НП «ГЛОНАСС», Министерством промышленности и торговли Росссийской Федерации, Агентством стратегических инициатив и АО «Российская венчурная компания» при поддержке HUAWEI, РОСТЕЛЕКОМ, АВТОДОР ТЕЛЕКОМ, ЛАБОРАТОРИИ УМНОГО ВОЖДЕНИЯ, ЯНДЕКС, КОМИНВЕСТ И МЕТА СИСТЕМ.
После приветственных слов специального представителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова и первого заместителя генерального директора Роскосмоса Юрия Урличича, которые отметили высокую значимость технологического развития нашей страны, стартовала пленарная сессия НТИ «Автонет»: «Настоящее и будущее».
С докладом «Развитие рынка передовых сервисов и услуг на основе интеллектуальных систем, платформ и сетей в логистике людей и вещей» выступил соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты НТИ «Автонет», президент НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»), член правительственной комиссии РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России Александр Гурко. Он отметил, что, в числе прочего, задача проекта заключается в поиске, создании условий, «выращивании» и поддержке компаний, которые обладают амбициями стать значимыми не только в России, но и на мировом рынке, а затем обрисовал сегменты применения беспилотников в самом ближайшем будущем. По его словам, следующим закономерным шагом станет развитие не только личного беспилотного автотранспорта, но также и общественного, однако тут нужен взвешенный дифференцированный подход:
«Беспилотный транспорт будет использоваться там, где это будет экономической целесообразностью. Если где-то в японской деревне использование автобуса-беспилотника дешевле, чем использование пилотируемого автобуса, то, возможно, для России это будет несколько менее актуально», - подчеркнул Александр Гурко.
Во время форума уделялось большое внимание такой немаловажной теме, как развитие электротранспорта. Директор проектов ПАО «Ростелеком» Сергей Ханенков отметил, что в России процент электромобилей невелик, поскольку существует ряд препятствий для его повсеместного распространения: слаборазвитая инфраструктура, низкая поддержка государства и, наоборот, высокая стоимость.
С точки зрения коммерческих перевозок, одним из самых интересных выступлений на форуме был доклад директора по устойчивому развитию и работе с государственными органами компании «СКАНИЯ-РУСЬ» Вахтанга Парцвания. Он осветил в своём докладе не только планы на будущее, но и рассказал о уже ведущихся разработках автономного транспорта. Вахтанг Парцвания представил вниманию участников форума общую концепцию и конкретные факты проводимых испытаний. Уже сегодня испытания транспорта разной степени автономности проводятся на закрытых территориях, а внедрение автономного транспорта на дороги общего пользования – дело уже недалекого будущего. Большое значение в грузоперевозках должен будет получить платунинг – движение автомобилей колонной на автопилоте. Докладчик рассказал о целом ряде демонстрационных проектов и испытаний в этой области, один из которых предполагает долгосрочное сотрудничество в рамках тестирования технологий и инфраструктуры для движения беспилотного и подключенного транспорта на участке дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург». Данный проект стал предметом соглашения, подписанного представителями компании «СКАНИЯ-РУСЬ», НП «ГЛОНАСС» и «Инфраструктурным центром НТИ «Автонет» после пленарной дискуссии.
После завершения пленарной сессии дискуссии продолжались до вечера в рамках специализированных сессий. Всего в рамках Программы Международного форума «Автонет» выступило 58 спикеров, представляющих компании разработчиков, аналитиков, вендоров, нынешних и будущих компаний-заказчиков, крупные компании и небольшие стартапы.
Заместитель директора Департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем ГК «Автодор» Александр Казаков, рассказал, что «автомагистрали и скоростные автодороги, переданные в доверительное управление ГК «Автодор», а также строящиеся под нашим руководством магистрали к 2030 году достигнут 12 тысяч километров».
На сессии «Транспортно-логистические услуги» директор по робототехнике компании «ВИСТ Групп» Николай Одинцев рассказал о роботизированном карьерном транспорте, который (что было отражено даже в названии доклада), находится всего лишь в шаге от промышленного внедрения. На вопрос о целесообразности данного проекта он ответил, что не стоит недооценивать важность разработки роботизированных карьерных самосвалов – в условиях глубоких карьерных разработок, как подчеркнул докладчик, беспилотный самосвал - это отсутствие необходимости рисковать жизнью водителя.
В области цифровых технологий внимание собравшихся привлек рассказ заместителя генерального директора по коммерческой деятельности и маркетингу BIATechnologies Алексея Бугая об онлайн-навигаторе для грузового транспорта. Среди задач, решаемых представленным продуктом, значатся не только формирование актуальных объектов дорожно- транспортной инфраструктуры и безопасность водителей, но и качество маршрутизации грузовых перевозок и минимизация издержек в дороге. Таким образом, от навигатора, привычного сегодня любому человеку за рулем, делается закономерный шаг к профильному отраслевому продукту для коммерческого транспорта, поскольку он будет решать помимо навигационных задач еще и вопросы аналитики и планирования грузовых перевозок.
На сессии «Телематические транспортные и информационные системы», модератором которой стал директор по развитию Лаборатории умного вождения Тимур Кузеев, обсуждались вопросы сбора, хранения и анализа персональных данных, а также применение искусственного интеллекта в автомобилях. Тимур Кузеев отметил, что для автовладельца, который приобретает машину с функцией ConnectedCar, предусмотрено большое количество привилегий, таких как специальные программы страхования.
Старший менеджер по работе с клиентами HUAWEI Евгения Пономарева добавила, что развитие инфраструктуры и внедрение беспилотников - это строительство абсолютно новой экосистемы, которое предполагает партнерство всех участников. При этом разработки HUAWEI позволяют обмениваться информацией об инфраструктуре, автомобиле и других участниках движения во время использования личного транспортного средства, а собранные данные сохраняются. В свою очередь, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артем Фокин рассказал, почему гиганты автопрома не стремятся вкладывать много ресурсов в разработку беспилотных автомобилей. По его словам, все дело в том, что доступные повсеместно беспилотные такси сделают ненужной покупку автомобиля.
«Если можно будет моментально вызвать беспилотное такси в любую точку, люди перестанут покупать автомобили, но продолжат ими пользоваться. Продажи машин упадут. Автопроизводители станут поставщиками услуг, а не продавцами товара. А многим не хочется менять свою нишу, такое изменение роли их пугает. Поэтому они охотно и с удовольствием поддерживают разговоры о беспилотном транспорте, но на деле редко вкладываются в его развитие», – пояснил Фокин.
На сессии «Интеллектуальная городская мобильность» ключевыми звучали темы сочетания эволюционирующего городского общественного транспорта и всё более популярного сегодня каршеринга. К примеру, основатель сервиса SamoсatSharing Василий Быков сообщил, что система проката самокатов, разработанная SamocatSharingвыиграла конкурс транспортного управления Хельсинки IdeaLab.
«Бизнес-модель проката самокатов показала себя с лучшей стороны, доказав свою эффективность. Поэтому мы рассчитываем на то, что установка наших станций в Хельсинки станет одним из начальных этапов развития системы SamoсatSharing в Финляндии. С 2019 года в центральных районах города (Хельсинки - ред.) можно будет арендовать электрические и мускульные самокаты на пятидесяти станциях", - рассказал он в рамках своего выступления на международном форуме "Автонет".
Касаясь темы каршеринга, соосновательYouDrive Андрей Кубриков отметил, что в России сервис пока что будет развиваться только в городах- миллионниках, в небольшие города каршеринг придет позже. При этом в некоторых городах Московской области каршеринговые услуги уже доступны.
«Рынок каршеринга в Москве развивается гигантскими темпами. В 2015 году в столице было только 350 каршеринговых автомобилей. Ими пользовались 35 тыс. москвичей. В 2018 эти цифры выросли соответственно до 10 000 машин и 1 млн пользователей», – рассказал Андрей Куприков.