/ /

Категоризация объектов ТЭК – в поиске оптимальных методик и подходов

Категоризация объектов ТЭК – в поиске оптимальных методик и подходов

07 сентября 2023, 12:47    1648

Олег Филиппов

Олег Филиппов

Эксперт Института Комплексной безопасности Самарского государственного технического университета

Порядок определения категории (риска акта незаконного вмешательства и его сравнение с допустимым) на объектах ТЭК определен постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования». Однако практика «массовой паспортизации» объектов порождает ошибки, из-за которых решение о присвоении категорий объектам влечет необоснованные затраты на выполнение мероприятий физической защиты.  

Проблема

Абсурдность наличия категории некоторых объектов ТЭК – результат низкой, а иногда и полное отсутствие необходимой компетенции у организаторов и исполнителей   категорирования. Этим же можно объяснить и отсутствие у них желания эффективно решать вопросы безопасности своих объектов. Массовая и подчас избыточная категоризация объектов ТЭК как результат формального следования требованиям нормативов приводит к тому, что субъекты отрасли не заинтересованы в последующем решении вопросов обеспечения безопасности таких объектов. И при этом не могут найти механизм правильного обоснования своей позиции. Комиссии же по категоризации объектов, несмотря на установленные значения критериев категорирования, как правило, редко приходят к единому решению с объектами, если вопрос касается снижения категории или ее снятия.  

Решение первое. Согласованность мнений

Одно из эффективных решений проблемы, характерной для многих субъектов ТЭК, кроется в выстраивании согласованности мнений экспертов (членов комиссии по категорированию).

 Первое, что должны помнить объекты ТЭК, категорирование — это одна из составляющих обеспечения безопасности, за которую они отвечают. И решение по проведению категорирования, принимаемое субъектом ТЭК и оформленное в виде приказа, обязательно для всех членов комиссии.

 Понятие риска раскрывает понятийный аппарат Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденный постановлением Правительства РФ № 458 от 05.05.2012 года.

Риск акта незаконного вмешательства для объектов ТЭК – это вероятность причинения вреда здоровью и жизни физических лиц, окружающей среде, в том числе животным и растениям, имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу с учетом тяжести этого вреда.

Ключевыми словами являются   Риск, Вероятность, Тяжесть. В большинстве случаев никто не обращает на это внимание, а это путь решения возникших проблем.

Понятие риска определяет механизм определения категории объекта. В своей исследовательской деятельности мною опытным путем было доказано, что основой определения категории объекта ТЭК является теория риска (ГОСТ Р 58771-2019 «Технологии оценки риска»).

На практике это означает: – применение определенного метода при идентификации риска (составление перечня потенциально опасных участков и критических элементов) и анализе риска (определение базовой угрозы и оценки уязвимости критических элементов);

– определение порядка и регламента заседаний комиссии (прописан для каждого метода).

Решение второе – достоверность оценки

Риск и вероятность – два неразрывно связанных понятия. Механизм определения вероятности наступления тяжелых последствий должен быть реализован при определении базовой угрозы и оценке уязвимости критических элементов.  Иначе оценка риска теряет смысл.

На практике это выражается в произвольном назначении базовой угрозы и полном игнорировании оценки уязвимости критических элементов (ввиду непонимания ее механизма).  Это приводит к неправильному определению сценария развития ЧС, а следовательно, и поражающего фактора (он определяет показатели критериев категорирования). Результатом является завышение категории и все вытекающие из этого последствия.

Теория риска объясняет также пределы возможного использования данных декларации промышленной безопасности. Ее данные можно смело использовать при идентификации риска (составления перечня потенциально опасных участков и критических элементов).

 При анализе риска промышленной безопасности (ДПБ) оценивается практическая значимость и стоимость последствий, их вероятность, а при актах незаконного вмешательства (оценке уязвимости критических элементов) оценивается последствиями, вероятностью и уровнем риска по шкалам «высокий», «средний» и «низкий».

Для анализа риска в сфере промышленной безопасности используют количественные показатели, а при актах незаконного вмешательства – качественные (ввиду отсутствия статистических данных).

Отсюда следует, что использование данных ДПБ для оценки уязвимости критических элементов, а конкретно для определения сценария развития ЧС без учета силового и технологического реагирования – грубейшая ошибка.

 Учет собственных потерь объекта в структуре материальных потерь также является ошибкой. И ответ содержится в ст. 14 ФЗ № 256 «О безопасности объектов ТЭК», ст. 15 ГК РФ.

Не менее значимой является правильная организация работы комиссии по категорированию. Главные требования к ее работе определяются ПП РФ № 459 от 05.05.2012 года и методами оценки риска.

Рекомендации по корректной организации работы экспертов

В качестве основных можно выделить следующие рекомендации:

 – определить время в плане работы комиссии на ее теоретическую подготовку;

 – обеспечить режим конфиденциальности при работе комиссии (работа только допущенных приказом членов, запрет на пользование фото-, видеоаппаратурой, работа со сведениями конфиденциального характера только в помещении работы комиссии;

  – корректно оформить документы: акт категорирования, особое мнение и протоколы заседания и составить в соответствии с рекомендациями федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере документационного обеспечения управления);

  – предоставить членам комиссии необходимое время (примерно 1 день) для изучения объекта, общих сведений об объекте и ДПБ, планов ликвидации ЧС.

Всего на работу комиссии по категорированию рекомендуется отводить 3 дня.

  При возможности необходимо привлечь к работе комиссии сотрудников специализированной организации. Участие такого специалиста в качестве модератора (ведущего при оценке риска) допускает ГОСТ Р 58771-2019 «Технологии оценки риска»).

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2392 s
queries: 194 (0.0205 s)
memory: 2 048 kb
source: cache
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.