Олег Филиппов
Эксперт Института Комплексной безопасности Самарского государственного технического университета
Порядок определения категории (риска акта незаконного вмешательства и его сравнение с допустимым) на объектах ТЭК определен постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования». Однако практика «массовой паспортизации» объектов порождает ошибки, из-за которых решение о присвоении категорий объектам влечет необоснованные затраты на выполнение мероприятий физической защиты.
Проблема
Абсурдность наличия категории некоторых объектов ТЭК – результат низкой, а иногда и полное отсутствие необходимой компетенции у организаторов и исполнителей категорирования. Этим же можно объяснить и отсутствие у них желания эффективно решать вопросы безопасности своих объектов. Массовая и подчас избыточная категоризация объектов ТЭК как результат формального следования требованиям нормативов приводит к тому, что субъекты отрасли не заинтересованы в последующем решении вопросов обеспечения безопасности таких объектов. И при этом не могут найти механизм правильного обоснования своей позиции. Комиссии же по категоризации объектов, несмотря на установленные значения критериев категорирования, как правило, редко приходят к единому решению с объектами, если вопрос касается снижения категории или ее снятия.
Решение первое. Согласованность мнений
Одно из эффективных решений проблемы, характерной для многих субъектов ТЭК, кроется в выстраивании согласованности мнений экспертов (членов комиссии по категорированию).
Первое, что должны помнить объекты ТЭК, категорирование — это одна из составляющих обеспечения безопасности, за которую они отвечают. И решение по проведению категорирования, принимаемое субъектом ТЭК и оформленное в виде приказа, обязательно для всех членов комиссии.
Понятие риска раскрывает понятийный аппарат Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденный постановлением Правительства РФ № 458 от 05.05.2012 года.
Риск акта незаконного вмешательства для объектов ТЭК – это вероятность причинения вреда здоровью и жизни физических лиц, окружающей среде, в том числе животным и растениям, имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу с учетом тяжести этого вреда.
Ключевыми словами являются Риск, Вероятность, Тяжесть. В большинстве случаев никто не обращает на это внимание, а это путь решения возникших проблем.
Понятие риска определяет механизм определения категории объекта. В своей исследовательской деятельности мною опытным путем было доказано, что основой определения категории объекта ТЭК является теория риска (ГОСТ Р 58771-2019 «Технологии оценки риска»).
На практике это означает: – применение определенного метода при идентификации риска (составление перечня потенциально опасных участков и критических элементов) и анализе риска (определение базовой угрозы и оценки уязвимости критических элементов);
– определение порядка и регламента заседаний комиссии (прописан для каждого метода).
Решение второе – достоверность оценки
Риск и вероятность – два неразрывно связанных понятия. Механизм определения вероятности наступления тяжелых последствий должен быть реализован при определении базовой угрозы и оценке уязвимости критических элементов. Иначе оценка риска теряет смысл.
На практике это выражается в произвольном назначении базовой угрозы и полном игнорировании оценки уязвимости критических элементов (ввиду непонимания ее механизма). Это приводит к неправильному определению сценария развития ЧС, а следовательно, и поражающего фактора (он определяет показатели критериев категорирования). Результатом является завышение категории и все вытекающие из этого последствия.
Теория риска объясняет также пределы возможного использования данных декларации промышленной безопасности. Ее данные можно смело использовать при идентификации риска (составления перечня потенциально опасных участков и критических элементов).
При анализе риска промышленной безопасности (ДПБ) оценивается практическая значимость и стоимость последствий, их вероятность, а при актах незаконного вмешательства (оценке уязвимости критических элементов) оценивается последствиями, вероятностью и уровнем риска по шкалам «высокий», «средний» и «низкий».
Для анализа риска в сфере промышленной безопасности используют количественные показатели, а при актах незаконного вмешательства – качественные (ввиду отсутствия статистических данных).
Отсюда следует, что использование данных ДПБ для оценки уязвимости критических элементов, а конкретно для определения сценария развития ЧС без учета силового и технологического реагирования – грубейшая ошибка.
Учет собственных потерь объекта в структуре материальных потерь также является ошибкой. И ответ содержится в ст. 14 ФЗ № 256 «О безопасности объектов ТЭК», ст. 15 ГК РФ.
Не менее значимой является правильная организация работы комиссии по категорированию. Главные требования к ее работе определяются ПП РФ № 459 от 05.05.2012 года и методами оценки риска.
Рекомендации по корректной организации работы экспертов
В качестве основных можно выделить следующие рекомендации:
– определить время в плане работы комиссии на ее теоретическую подготовку;
– обеспечить режим конфиденциальности при работе комиссии (работа только допущенных приказом членов, запрет на пользование фото-, видеоаппаратурой, работа со сведениями конфиденциального характера только в помещении работы комиссии;
– корректно оформить документы: акт категорирования, особое мнение и протоколы заседания и составить в соответствии с рекомендациями федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере документационного обеспечения управления);
– предоставить членам комиссии необходимое время (примерно 1 день) для изучения объекта, общих сведений об объекте и ДПБ, планов ликвидации ЧС.
Всего на работу комиссии по категорированию рекомендуется отводить 3 дня.
При возможности необходимо привлечь к работе комиссии сотрудников специализированной организации. Участие такого специалиста в качестве модератора (ведущего при оценке риска) допускает ГОСТ Р 58771-2019 «Технологии оценки риска»).