/ /

«Цифра» делает строительную отрасль прозрачной и доступной

«Цифра» делает строительную отрасль прозрачной и доступной

01 октября 2021, 14:23    4916
«Цифра» делает строительную отрасль прозрачной и доступной
Glavgosehkspertiza Главгосэкспертиза России, 

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин дал интервью «Вестнику государственной экспертизы». Специальный выпуск аналитического журнала, издаваемого Главгосэкспертизой России, посвящен цифровизации в строительстве.

Пандемия коронавирусной инфекции подвергла испытанию на прочность все сегменты экономики страны, и строительная отрасль не стала исключением. Но строители выдержали это испытание: сегодня мы говорим не об упадке отрасли и даже не о сохранении рынка, но — о подъеме. Это стало возможным и благодаря государственной антикризисной поддержке, и за счет фундаментальной работы по ликвидации административных барьеров и снижения избыточного регулирования. Однако огромную роль в развитии строительной отрасли и ее успешном прохождении даже через такие непредвиденные и тяжелые испытания играет цифровизация. О перспективах использования в строительстве различных цифровых инструментов, о новаторстве Единой цифровой платформы экспертизы, созданной Главгосэкспертизой России, а также о способах улучшения деловой среды и значительном сокращении сроков строительства «Вестник государственной экспертизы» поговорил с заместителем председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным.

-  Марат Шакирзянович, пандемия стала непростым испытанием для экономического развития всей страны и для Вас лично как куратора строительной отрасли. Какое решение из принятых за полтора года Вашей работы на посту вице-премьера было самым трудным, но критически важным с точки зрения оперативных задач и долгосрочных перспектив развития стройкомплекса страны?

-  Несмотря на то, что ряд регионов на каком-то этапе остановили стройки, общие по стране темпы строительства не снизились и, больше того, мы перевыполнили все ключевые показатели по итогам 2020 года. Благодаря оперативному реагированию в сложнейших условиях пандемии, когда нарушены цепи поставок, отрасль не только выжила, но и продолжила развиваться. Нам было важно избежать негативных последствий и не допустить заморозки строек, потому что это привело бы и к остановке множества других отраслей. И я могу сказать, что мы справились с задачей как в прошлом, так и в текущем году, практически по всем направлениям идем с опережением графиков.

- Как вам удалось это сделать? О каких созданных предпосылках идет речь?

- Во-первых, нам удалось сохранить рынок. В жилищном строительстве, несмотря на мировой экономический кризис, было важно стимулировать дополнительный спрос и повышать платежеспособность граждан при покупке жилья. Что касается спроса, то на новое жилье сейчас он достаточно большой. Кто-то впервые решает жилищный вопрос, а кто-то хотел бы улучшить уже существующие условия проживания. Комплексный подход в развитии дает свои плоды. Сегодня мы стремимся строить жилье и сразу создавать комфортную городскую среду с современной инфраструктурой. Помимо этого, по стране активно реализуется проект по расселению и ликвидации аварийного жилья. Кроме того, Правительством разработаны и используются льготные программы ипотеки.

-  А как вы поддерживали бизнес?

-  В условиях принятия мер антикризисной поддержки по поручению Президента бизнесу была оказана серьезная помощь. Для улучшения деловой среды в строительстве девелоперам, сохранившим рабочие места и не сорвавшим сроки сдачи жилья, были предоставлены льготные кредиты с субсидированием ставки за счет государства. Дополнительно в Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства было направлено 30 млрд рублей для завершения строительства проблемных домов. И если вкупе с вопросом льготного ипотечного кредитования дать оценку принятым мерам, то их можно назвать беспрецедентными. Они дали мультипликативный эффект в развитии экономики: предоставили гражданам дополнительные финансовые возможности для решения жилищного вопроса, обеспечили загрузку индустрии, сохранив тем самым и налоговые поступления, сохранили рабочие места, поддержали бизнес, сократили число «обманутых дольщиков» и не допустили возникновения нового незавершенного строительства.

Мы и сегодня в режиме мониторинга держим руку на пульсе в вопросе кадрового обеспечения и стараемся пресекать попытки взвинчивания цен на строительные материалы.

- Один из целевых индикаторов программы по улучшению деловой среды — сокращение срока выдачи разрешения на строительство до семи дней. Благодаря каким средствам можно будет достигнуть этой цели?

- Для снижения административных барьеров мы уже провели на законодательном уровне большую работу по сокращению количества обязательных требований в строительстве. Считаю эти изменения основообразующими для отрасли. Так, например, мы определили универсальный перечень процедур и сократили количество дополнительных согласований. А если говорить об обязательных требованиях к организации пространства внутри зданий, которых насчитывалось порядка 10 000, то их число уменьшилось на 3000 в 2020 году, а в 2021 году еще 3800 мер перешли в статус рекомендательных. Таким образом, их общее число уменьшилось более чем в три раза.

- Какой экономический эффект ожидается от таких нововведений?

- По нашим расчетам, дерегулирование отрасли приведет к сокращению инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30%. Для наглядности я всегда привожу пример: по новым правилам срок строительства пятиэтажного многоквартирного дома уменьшится до 3 лет и 9 месяцев, или до 1300 дней. Эта масштабная трансформация отрасли даст увеличение оборачиваемости денежных средств.

-  Как Правительство на практике будет помогать регионам справиться с этой и другими задачами по устранению административных барьеров?

-  Как видите, Правительством многое сделано на федеральном законодательном уровне. Сейчас важно разработать условия для успешной правоприменительной практики. И здесь важен анализ реализации задач в регионах. Мы совместно с Минстроем, ДОМ.РФ, международной компанией BCG, Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) тщательно изучаем лучшие практики, проводим исследовательскую работу и находим индивидуальный подход для каждого субъекта с учетом экономических предпосылок, природных и климатических особенностей.

Благодаря такому подходу регионы выстраивают свой путь для выполнения планов по объему строительства.

- Если говорить об индивидуальном подходе, как проходит обсуждение участия в федеральных программах, например при отборе региональных проектов с использованием инфраструктурных кредитов? На чем вы заостряете внимание претендентов?

-  Инфраструктурные кредиты распределяются с учетом социально-экономических и бюджетных характеристик региона — численности населения, уровня долговой нагрузки субъекта и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Исходя из этих критериев, субъектам установлены лимиты.

Окончательное решение будет приниматься при конкурсном отборе самих проектов. Тут во внимание будут взяты соотношение объема привлекаемых бюджетных и внебюджетных средств, количество созданных рабочих мест на 1 млн рублей, а также объем поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации проекта в консолидированный бюджет субъекта Федерации. Освоить целевым образом за такие короткие сроки полтриллиона рублей — очень непростая задача.

-  На какие цели возможно потратить инфраструктурные бюджетные кредиты?

-  Разработанный финансовый инструмент предназначен для строительства инфраструктуры. Это средство для комплексного подхода к развитию территорий, и его использование неразрывно связано с жилищным строительством для достижения показателей национальных целей. Кредиты можно направить, например, на строительство и обновление инженерных сетей, развитие дорожной и транс портной сети.

-  Какие из реализованных или строящихся дорожных проектов Вы бы назвали эталонными для России?

- Я бы привел в пример полностью открывшуюся недавно Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД). Этот проект не только решает задачу развития крупнейшей в стране московской агломерации, но и встроен в цепочку магистральной инфраструктуры всей страны. Также при строительстве ЦКАД были воплощены все прогрессивные идеи. Какие-то передовые технологии уже внедрены, какие-то планируются к запуску в недалеком будущем. Уже используется цифровая система «Свободный поток». Она обеспечивает безостановочное движение транспорта при въезде и выезде с платных участков трассы, что способствует увеличению ее пропускной способности. Также на ЦКАД построен уникальный Центральный пункт управления автодорогой и подключена система мониторинга состояния дорожного полотна «Умная дорога». Она позволяет в автоматическом режиме следить за актуальной обстановкой, погодными условиями и состоянием дорожного полотна. Уже скоро мы начнем отрабатывать в тестовом режиме вопрос использования беспилотного транспорта. Замечу, что для каждого субъекта необходим индивидуальный подход в разработке и внедрении планов регионального развития с учетом его особенностей.

-  Если говорить о региональном развитии дорог, какие основные тренды сегодня существуют?

-  Развивая дорожное строительство, мы выполняем одновременно две ключевые задачи. Одна из них — это стратегическое развитие магистральной транспортной системы и опорной сети дорог для сбалансированного пространственного развития страны в целом. Другая — обеспечение безопасности для участников дорожного движения. И развитие дорог в крупных агломерациях сегодня показывает приоритет цифровизации. Она является эффективным инструментом для увеличения пропускной способности трасс, а также для мониторинга состояния дорожного полотна.

- Последнее время в федеральной повестке уделяется большое внимание цифровизации строительства в целом. Какая роль здесь отводится цифровым инструментам, разработанным в том числе Главгосэкспертизой России?

-  Благодаря внедрению новых цифровых продуктов строительная отрасль становится более прозрачной и доступной. А переход к прозрачности в строительстве — это ключевой драйвер в развитии. Сегодняшний опыт использования информационных систем, да и сама штабная онлайн-работа с регионами ясно показали, что без цифровизации мы не сможем быстро управлять и принимать решения, оказывать услуги. Поэтому мы ведем цифровую трансформацию всей строительной отрасли. Наша задача — максимально быстро комплексно внедрить исключительно электронные услуги, чтобы в идеале мы, оформив права на землю и получив градостроительные решения, могли выходить на стройплощадку.

И в этой связи Единая цифровая платформа экспертизы (ЕЦПЭ), созданная Главгосэкспертизой России в 2020 году, — это основообразующий шаг на пути использования новейших цифровых технологий для создания экосистемы инвестиционно-строительного цикла.

Статистика распространения пользователей ЕЦПЭ говорит сама за себя — за год существования уже 22 региона (прим. ред.: по состоянию на сентябрь 2021 года их число возросло до 37)заключили постоянные договоры на использование новой цифровой платформы и больше половины субъектов ее тестируют в пилотном режиме. А учитывая тот факт, что на базе ЕЦПЭ можно развивать другие направления в сфере капитального строительства, я вижу хорошие перспективы для ее актуальности в будущем.

- Какие другие основные цифровые инструменты используются или будут использоваться с участием бюджетных средств?

-  Мы переходим на обязательное ведение информационной модели объекта при подготовке проектной документации на строительство с использованием бюджетных средств. Внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ), они же BIM-технологии, будет способствовать повышению качества проектирования, точности смет и эффективному планированию капитальных вложений. Уже сейчас в регионах мы приступили к подготовительным работам по их запуску и планируем с 1 января 2022 года в рамках первого этапа перевести на них государственных заказчиков.

 


Был ли вам полезен данный материал?


Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 1.8402 s
queries: 262 (0.7256 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.