Промышленность опасается наказаний от Ростехнадзора из-за антикризисных решений правительства
Промышленные компании заявляют о рисках привлечения их к административной ответственности Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) из-за недостаточности антикризисного регулирования проведения экспертизы промышленной безопасности, эксплуатации гидротехнических сооружений, аттестации работников в области промышленной безопасности, а также проверки знаний требований охраны труда, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках. Такое опасение в своем обращении на имя руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина высказал президент РСПП Александр Шохин.
Как ранее сообщал RISKNEWS, Правительство России выпустило 3 апреля постановление № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году». Документ установил особенности регулирования в условиях пандемии коронавируса деятельности в области промышленной безопасности, ГТС, электроэнергетики и теплоснабжения.
Как отмечается в обращении РСПП, не смотря на данные ранее Ростехнадзором разъяснения, у промышленных предприятий остается ряд обоснованных опасений по правоприменительной практике ведомства.
В частности, эксплуатацию опасных производственных объектов (ОПО) по решению руководителей до 1 июля 2020 года разрешается осуществлять без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений. После 1 июля экспертиза может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций.
Однако остаются не урегулированными ряд вопросов, среди которых необходимость разработки дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность эксплуатации ОПО без проведения экспертизы, и надобность направления в террорган Ростехнадзора сведений о принятии решения эксплуатации объекта без экспертизы. Также неясны условия неприменения мер ответсвенности за грубое нарушение лицензионных требований, принявшему решение об эксплуатации ОПО без экспертизы.
Как отмечают промышленники, российским законодательством не установлен порядок проведения экспертизы промышленной безопасности с использованием средств дистанционного взаимодействия. При этом в ходе экспертизы должно оцениваться фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений, для чего в том числе проводится их техническое диагностирование. В этой связи возникает вопрос порядка проведения такого диагностирования, его объема и требований законодательства, обязательных к исполнению при дистанционной экспертизе.
Важным остается вопрос как метод дистанционной экспертизы соотносится с определением заведомо ложных заключений экспертиз промышленной безопасности и как защищается эксперт от уголовного преследования в случае, если его «дистанционная» деятельность повлекла смерть человека либо причинение крупного ущерба.
РСПП также просит пояснить, приостанавливается ли аттестация в области промышленной безопасности с применением Единого портала тестирования в аттестационных комиссиях Ростехнадзора и организаций.
Также организации просят надзорное ведомство объяснить порядок получения либо продления действия разрешения на эксплуатацию ГТС с учетом временного отсутствия необходимости предоставлять в Ростехнадзор декларации безопасности.
Был ли вам полезен данный материал?