Рынок пожарной безопасности традиционно – один из наиболее зарегулированных в теме безопасности. Однако, как показал 2022 год, при определенных условиях именно здесь кроются неисчерпаемые возможности для инициативы бизнеса.
Материал подготовлен в рамках сотрудничества с инженерным форумом PRO ПРОЕКТ.
ТОП технологических трендов для рынка охранно-пожарных систем
Адресность систем как отраслевой стандарт
Вступивший в силу СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» узаконил применение адресных систем как обязательных. Они подталкивают производителей к интеграциям или разработке комплексных решений. И расширяют функциональность как противопожарных, так и (опосредованно) охранных систем.
Неадресные системы удерживаются в самом низовом ценовом сегменте, с минимальной маржинальностью, и хотя все больше выглядят как пережиток, свое место на рынке сохранят. Перейти на производство адресной продукции все не смогут. Для этого необходимо несколько компонентов – знания и умения для разработки собственного протокола взаимодействия, достаточный объем ресурсов для единовременного закрытия хотя бы базового функционала (охранной, пожарной подсистемы). Таким образом, может сложиться ситуация, которая уже наблюдается в сегменте взрывозащищенных решений. Лидеров в сегментах будет отличать наличие собственной адресной продукции (как пример – «Эридан»). Все прочие будут сотрудничать с ведущими игроками рынка адресных систем (примеры – «Эталон», «Спектрон»).
Монобрендовый принцип построения систем
Системы за счет функциональности и объема передаваемой информации становятся более нагруженными. И в случае «зоопарка» из разных систем управлять ими будет очень сложно. На первый план выходят производители комплексных монобрендовых систем, а также ПО верхнего уровня для построения ситуационных центров и способных решать проблему с разрозненными оконечными решениями.
Видеообнаружение пожаров
Камеры с теплочувствительной матрицей как альтернатива традиционным извещателям из теории начитают перетекать в практику. Азиатские вендоры уже предлагают на тестирование такие решения. Судьба подобных устройств в отрасли будет зависеть от двух факторов. Во-первых, смогут ли они заменить собой по функциональности традиционные извещатели – и при каком уровне затрат. Зачастую стоимость даже «бытовых» тепловизоров с матрицами низкого разрешения выглядит довольно угрожающе. Во-вторых, ГОСТ Р 53325–2012 от 2014 года не содержит описание устройств подобного формата, а значит, будет стоять вопрос о правомерности их применения.
Удаленная настройка систем
В сегменте пожарной безопасности получают развитие сервисы, которые позволяют на расстоянии не только наблюдать за системой, но и управлять ею. Логично предположить, что сложные процессы (проектирование, пусконаладка) должны пойти по пути упрощения (для пользователя) и автоматизироваться. Это будет под силу производителям, которые понимают цикл жизни систем от ее зарождения до эксплуатации и располагают опытом разработки собственного ПО.
Отраслевые тренды пожарной безопасности в 2023 году
Автономные пожарные извещатели станут обязательными
С 1 марта 2023 года в России вступили в действие поправки в правила противопожарного режима, согласно которым местные власти обязаны устанавливать бесплатно пожарные извещатели в домах с многодетными семьями и социально незащищенных граждан.
Почти одновременно с этим глава МЧС России Александр Куренков призвал россиян устанавливать в домах автономные пожарные извещатели, которые позволяют предотвратить гибель при пожаре.
Развитием темы может стать комплексная государственная программа поддержки установки автономных извещателей. Одновременно с этим получат шанс на поддержку российские производителеи «автономников». Тем более что ФГБУ ВНИИПО МЧС России объявило о разработке ГОСТа по автономным пожарным извещателям, он будет представлен отрасли уже в 2023 году.
Иностранным производителям укажут на сертификат
2023 год может стать переломным в отношениях российских заказчиков и поставщиков иностранного оборудования в секторе противопожарной защиты.
В 2022 году по решению комиссии ЕС выдано предписание о приостановке действия европейских сертификатов (EN54) у ряда российских производителей систем пожарной безопасности. Также ряд иностранных компаний из недружественных государств приостановили поставки систем пожарной безопасности в Россию и в одностороннем порядке исполнение обязательств по техническому, сервисному и гарантийному обслуживанию систем, ранее установленных на объектах на территории Российской Федерации.
При этом через турецкие компании-интеграторы, такие как: ESTA Construction, холдинг ANT YAPI (включая Ant Development и ANTTEQ), Renaissance Construction, Limak Marash, ENKA İnşaat ve Sanayi A.Ş., а также ряд других компаний, по схеме параллельного импорта на российские объекты, в том числе с участием госзаказа, поставляется и устанавливается охранно-пожарная продукция компаний, официально прекративших работу и поддержку своего оборудования на территории РФ, таких как Siemens (Германия); Bosch Security Systems (Германия, США); Schrack Seconet AG (Австрия); Esser by Honeywell (Германия), SySTEM Sensor (Китай, головной офис – США).
К факторам риска для подобного «серого» оборудования на объектах можно отнести извещатели дыма/пламени, которые невозможно заменить на оборудование российского производства, так как их протоколы подключения к линии несовместимы. Производители отказываются от сервисного обслуживания и технической поддержки «серых» устройств на объектах, если оконечные устройства выходят из строя и у заказчиков нет возможности гарантийной замены, так как основная поставка в проект – разовая.
В связи с этим Автономная некоммерческая организация в сфере поддержки отечественных производителей «Консорциум «Производители охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (далее – АНО «Консорциум «ПОПСБ») выступила с инициативой о неободимости введения встречных/ответных мер по отношению к производителям из недружественных стран. И одновременной разработке пакета мер, создающих защитные барьеры для вывода на российский рынок пожарной безопасности импортной продукции без соответствующего сервисно-технического сопровождения и гарантий обеспечения обязательств в случае пожаров по вине данных производителей.
Приостановить действие на территории России сертификатов соответствия Техническому регламенту Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»
(ТР ЕАЭС 043/2017) на продукцию охранно-пожарного оборудования вышеуказанных иностранных компаний сроком от 6 месяцев до 1 года.
Вввести (вместо запланированной ранее Минпромторгом системы субсидирования государственных заказчиков, закупающих российские системы противопожарной безопасности) полный запрет на проведение испытаний и выдачу сертификатов для продукции инностранных производителей по тем видам оборудования, которые представлены отечественными брендами в количестве двух и более российских производителей.
На основании списка исключений из Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году», в первую очередь по следующему списку ТН ВЭД: «Извещатели пожарные, извещатели пожарные ручные, Приборы приемно-контрольные и управления пожарные и прочие устройства, предназначенные для расширения функциональных возможностей прибора, Оповещатели пожарные, Системы передачи извещений о пожаре» рассмотреть возможность возобновления действия сертификатов только при условии организации/наличия в РФ представительств зарубежных производителей, способных осуществлять техническую, программную, сервисную и гарантийную поддержку произведенных и поставленных на российские объекты систем противопожарной защиты, а также нести обязательства по рискам возникновения пожара по вине производителя.
Производители создадут реестры доверенного оборудования и систему пожарного страхования
Крупные пожары на объектах логистики, складских комплексах в 2022 году развернули внимание страховых компаний в сторону дополнительного страхования соответственно по ущербу от пожаров.
23.11.2022 году в ФГБУ ВНИИПО МЧС России состоялась научно-практическая конференция «Современные системы противопожарной защиты объектов. Противопожарное страхование», по итогам которой было предложено проработать вопрос унификации подходов по оценке риска при страховании от пожара и создания и ведения реестра противопожарного оборудования.
Президиумом ВСС была одобрена Концепция финансового обеспечения ответственности в отношении объектов с массовым пребыванием людей (далее – Концепция). Концепцией предусмотрено возложение повышенной (специальной) ответственности на собственников объектов с массовым пребыванием людей по возмещению вреда, причиненного в результате пожара, и обязанности иметь финансовое обеспечение своей ответственности (отсутствие финансового обеспечения может являться основанием для проведения внеплановой проверки МЧС России). Страхование является добровольным и служит одним из механизмов финансового обеспечения. Эксперты АНО «Консорциум «ПОПСБ» выступили с предложением при разработке механизма противопожарного страхования учитывать степень оснащенности объектов системами противопожарной защиты и ее качества. Консорциум выразил готовность содействовать страховому сообществу в разработке подходов к системе оценки.
В настоящий момент остро встает вопрос по страхованию пожарных рисков на объектах массового пребывания людей, а также выплат пострадавшим от пожаров. В России подрядчик в момент проектирования не контролируется надзорными органами. Соответствие проекта нормам пожарной безопасности проверяется лишь на стадии прохождения государственной экспертизы проектов. В момент проектирования может осуществляться лишь авторский надзор со стороны заказчика (ГИП).
Яркий пример пожарного страхования в действии продемонстрировала американская компания FM Global. Эта компания проводила тестирование и испытания пожарной продукции, выдавала специальные разрешения. На многих объектах за рубежом и в России можно было применять только оборудование с данными сертификатами.
Также у них существовала своя система пожарного страхования, в которой была определена градация в зависимости от типа объекта, наличия тестирования оборудования и т.д.
В связи с уходом компании FM Global с российского рынка мы предлагаем создать свою систему противопожарного страхования. Совместно с ФГБУ ВНИИПО МЧС России провести испытания пожарного оборудования и на его основе создать реестр доверенного оборудования МЧС для использования на объектах массового пребывания людей. Это сократит возможность недобросовестных подрядчиков и застройщиков «сэкономить» и поставить на объекте некачественное оборудование.
В настоящий момент АНО «Консорциум «ПОПСБ» ведет переговоры со страховыми компаниями по запуску пилотного проекта, состоящего из нескольких этапов, оценки угроз на объектах с иностранным оборудованием совместно с сюрвейерами и департаментом надзорной деятельности МЧС. Параллельно с ВНИИПО идет диалог по разработке и отработке методик испытаний российских систем пожарной безопасности (1-2 производителя), критериев отбора в реестр рекомендованного оборудования.Затем будет запущена работа по разработке методик расчета тарифов совместно с 1-3 страховыми компаниями для последующей привязки размера страховой премии к реестру доверенного оборудования.
Адвалорную долю заменят балльные системы
Уже в начале 2023 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации распространило через систему отраслевых консорциумов запрос на сроки разработки балльных систем по направлениям, в том числе для рынка пожарной безопасности. Балльная система оценки уровня локализации производства на территории Российской Федерации охранно-пожарного оборудования в целях внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» придет на смену адвалорной доли, согласно которой в настоящий момент оборудование вносится в реестр.
Основная суть балльной системы заключается в том, что она должна отражать реальную ситуацию на рынке производителей. Каждая компания сможет самостоятельно оценить, насколько ее производство является российским, исходя из следующих критериев: использование отечественной ЭКБ, технологические операции, произведенные на территории РФ и подтвержденные соответствующими документами.
Также к одному из основных требований относится наличие у юридического лица – налогового резидента Российской Федерации, не находящегося под контролем иностранного государства и (или) международной организации, и (или) иностранного юридического или физического лица, и (или) иностранной структуры без образования юридического лица прав на конструкторскую и технологическую документацию в объеме, достаточном для проектирования, производства, модернизации и развития соответствующей продукции на территории Российской Федерации.
На первоначальном этапе предусматривается попадание в реестр продукции, которая имеет в совокупности менее 100 баллов.
Балльная система обязательно должна предусматривать временные этапы технологического роста, приемлемые для большинства игроков рынка, и служить ориентиром для производителей: что им необходимо сделать, как модернизировать производство, какие ЭКБ использовать, чтобы через год или два их продукция была на 80% и более российской.
Работодатели кастомизируют программы высшего образования под свои требования
Не секрет, что для рынка пожарной безопасности до сих пор отсутствует системная подготовка специалистов на базе вузов. Вузы учат в лучшем случае нормативным документам, лишь отдельные факультеты, имеющие связи с производителями, начинают обучать проектированию, пусконаладке СПЗ. В основном всю отраслевую подготовку ведут авторизованные учебные центры. Но с 2022 года ситуация начала меняться. Все чаще работодатели инициируют профильную подготовку по инженерному направлению пожарной безопасности и технологий безопасности.
Драйверами пересмотра программ обучения должны стать образовательные и профессиональные стандарты. На сегодня нет федеральных образовательных стандартов по инженерному профилю и системам противопожарной защиты, нет профессионального стандарта инженера по системам противопожарной защиты – их необходимо создавать.
В качестве побудителя вузов к сокращению разрыва между академическим образованием и требованиями работодателей все чаще будет применяться процедура профессиональной общественной аккредитации. Согласно законодательным нормам, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретном учебном заведении, осуществляющем образовательную деятельность, отвечающем требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Сведения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы учитываются при проведении государственной аккредитации образовательных организаций.
С 2023 года в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, включена Автономная некоммерческая организация в сфере поддержки отечественных производителей «Консорциум «Производители охранных, пожарных, СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум ПОПСБ»). Она получила право аккредитовывать программы обучения по специальностям 20.03.01 «Техносферная безопасность» и 20.05.01 «Пожарная безопасность».
Что обсудят на форуме PRO ПРОЕКТ-2023
В распоряжение журнала RUБЕЖ поступили тезисы ключевых выступлений регуляторов – представителей ВНИИПО МЧС – на форуме PRO ПРОЕКТ.
- Совершенствование нормативных документов в области проектирования систем пожарной сигнализации и автоматизации систем противопожарной защиты, в том числе с учетом практики согласования технических решений в рамках разработки специальных технических условий (СТУ).
- По статистике, пожарно-спасательные подразделения за год выезжают более 100 тыс. раз на сигналы, которые впоследствии были классифицированы как ложные срабатывания систем пожарной автоматики. Предстоит сбор и обобщение данных по причинам ложных срабатываний. Цель – выработка мер по снижению количества таких срабатываний, в том числе путем применения мультикритериальных пожарных извещателей (формирование перечня объектов и помещений, где подобные извещатели должны быть обязательны для применения).
- Эксплуатация технических средств пожарной автоматики с истекшим сроком эксплуатации. Решение вопросов возможности продления эксплуатации с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий и производителей. Дифференцированный подход к возможности продления срока эксплуатации в зависимости от категории риска объекта.
- Совершенствование технических требований к автономным пожарным извещателям и формирование среди населения понятия необходимости использования автономных пожарных извещателей в быту, в том числе лицами с ограничениями по слуху и зрению.
- Техническое обслуживание и эксплуатация систем, построенных на базе оборудования, произведенного зарубежными изготовителями недружественных стран, – разработка правил и ограничений.