Новую систему безопасности в РЖД внедрят не раньше 2015 года
К концу этого года локационные системы – предупреждения о приближающемся поезде, должны полностью пройти этап опытной эксплуатации на Горьковской железной дороге, после чего руководством РЖД будет приниматься решение о принятии на снабжение новых систем безопасности.
Как рассказал корреспонденту RUБЕЖа директор по проектам "Инновационного технологического центра "Система-Саров" Григорий Загороднев, сейчас системы электромагнитной локации проходят опытную эксплуатацию на Горьковской железной дороге по договоренности с РЖД – для этих целей было оборудовано 14 пешеходных перехода и два автомобильных переезда черед ж/д пути. "Ведомством была озвучена потребность обеспечения дополнительной безопасности на железнодорожных путях. Где-то в конце этого года мы получим окончательные результаты тестирования. Поскольку РЖД заинтересовано в результатах текущих испытаний, по их итогам, полагаю, будет проводиться серия конкурсов на поставку этого оборудования. Мы рассчитываем участвовать к этих тендерах и поставлять наши системы для нужд РЖД в будущем", - отмечает Григорий Загороднев.
По его словам, данная система локации имеет несколько вариантов использования. Первый – это собственно предупреждение о приближающемся поезде. Локатор устанавливается на пешеходном переходе и/или на автомобильном переезде через ж/д пути и отслеживает ситуацию на два километра в каждом направлении. При обнаружении поезда, локатор передает сигнал для существующих систем автоматики на переезде, после чего опускается шлагбаум и включается запрещающий движение сигнал.
Второй вариант – мобильная система предупреждения, разработанная для бригад, проводящих работы на путях. "В большинстве случаев, у работников нет возможности получить предупреждение о приближающемся поезде. И, к сожалению, есть печальная статистика о том, что поезд просто сносит с путей такие бригады. На этот случай мы предлагаем мобильную систему предупреждения, которую рабочие могут брать с собой. К ней дополнительно прилагаются индивидуальные оповещатели – беспроводные индикационные предупреждающие устройства, работающие в радиусе 50-100 метров от передвижного локатора", - рассказывает Григорий Загороднев.
Третий вариант – систему локации можно разместить непосредственно на локомотиве. Для машиниста система будет делать предупреждения о нахождении посторонних предметов на путях по ходу следования.
Помимо систем локации, центр "Система-Саров" разрабатывает еще одно перспективное направление – системы акустического мониторинга, которые призваны обеспечить безопасность городских дворов и других территорий.
Направление было основано на предыдущей разработке центра – системах распознавания непрерывной русской речи. "В продолжение этой тематики, по заявке департамента информационных технологий Москвы, мы добавили в функционал системы распознавание так называемых неречевых артефактов: звуки выстрела, взрыва, битого стекла, автомобильной сигнализации и других", - добавляет Григорий Загороднев.
Он уточнил, что центр не только разработал систему, но и произвел собственное специальное оборудование для ее использования – акустические детекторы. Накануне, 19 июня, были завершены испытания системы на юго-востоке Москвы. Для их проведения было задействовано около 30 точек-дворовых зон, в которых были установлены детекторы.
"Сейчас мы уже готовы поставлять устройства в промышленных масштабах", - добавил собеседник RUБЕЖа.
Акустический детектор разрабатывался как вспомогательный элемент систем видеонаблюдения и видеоаналитики. "При их создании мы ориентировались именно на рынок устройств видеонаблюдения: функциональное наполнение, климатические и вибрационные требования, стоимость", - пояснил представитель центра.
Стоимость такого детектора пока не уточняется, но, как заметил Григорий Загороднев, его цена сопоставима со стоимостью устройств видеонаблюдения.