Роскомнадзор намерен создать карту качества телеком-услуг, подобную "Яндекс.Пробки"
Реализация одной из приоритетных технологических задач государства – создание единой информационной платформы АПК "Безопасный город" – невозможна без обеспечения высокого уровня электросвязи, включая сотовую связь, интернет-передачу данных, проводную телефонию. Вопросам разработки единых механизмов оценки качества связи как со стороны операторов, так и регуляторов и необходимости введения такого контроля посвящен федеральный форум "Telecom QoS Russia 2015 – Качество телекоммуникационных услуг в России", который открылся в Москве 17 февраля. Мероприятие собрало представителей государственных регулирующих органов, НИИ и бизнес-участников рынка: телеком-операторов, производителей и дистрибьюторов оборудования для сетей связи, контент- и сервис-провайдеров и т.д.
К реализации задачи мониторинга качества связи Роскомнадзор приступил в декабре 2014 года. Об этом заявил заместитель руководителя ведомства Олег Иванов. Уже определены параметры качества услуг подвижной радиотелефонной связи, а главное – разработана и утверждена единая методика их измерения. Подобного механизма контроля телеком-услуг в России ранее не существовало. Его внедрение, подчеркнул Олег Иванов, активно поддержано участниками российского телеком-рынка.
Разработанная методика легла в основу создания автоматизированной системы контроля качества услуг связи. Олег Иванов отдельно отметил, что при ее создании Роскомнадзор не рассчитывает на инвестиции операторов, поскольку приоритетной задачей телеком-бизнеса сегодня остается ликвидация цифрового неравенства – бессмысленно говорить о качестве связи, пока в стране остаются точки, где достойной связи нет вообще.
Пилотный проект по тестированию качества связи на базе автоматизированной системы был реализован Департаментом информационных технологий Москвы в одном из округов столицы. По его итогам Роскомнадзор принял решение приступить к развертыванию системы по всей стране и определил регионы, где она появится на первом этапе проекта.
Примечательно, что результаты тестирования, как заверил Иванов, в обязательном порядке будут публиковаться на профильных ресурсах. Более того, в планах ведомства – создание общедоступного сервиса, подобного популярному "Яндекс.Пробки": на интерактивной карте будут отображаться результаты тестов качества связи, что позволит абонентам самостоятельно отслеживать уровень телеком-услуг и благотворно повлияет на развитие здоровой конкуренции на рынке операторов связи.
Отдельное внимание будет уделено внедрению сертифицированного программного обеспечения для мониторинга качества телеком-услуг. Это касается не только операторского оборудования, но и пользовательских абонентских устройств. Как отмечено, сегодня операторы и так применяют различные системы контроля – теперь необходимо обеспечить их унификацию. На форуме обозначили и роль самих абонентов в мониторинге качества услуг – она очень значима, однако передачу данной функции полностью на краудсорсинг эксперты признали нецелесообразной.
О потребности введения дополнительных мер по контролю качества услуг связи Роскомнадзор заявлял еще в прошлом году со ссылкой на собственную статистику. Регулятор отмечал заметный рост неудовлетворенности абонентов услугами телеком-операторов: больше половины всех претензий касались низкого качества связи. В сфере передачи данных больше всего жалоб на скорость интернета, в области телефонии – на плохую слышимость при звонках и обрывы связи. Обнаружилась и другая важная проблема – значительное число нарушений правил использования радиочастотного спектра и требований к параметрам излучения радиоэлектронных средств.