Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) подвела итоги работы за 2017 год. С основным докладом «Об итогах работы Ростехнадзора в 2017 году и задачах на 2018 год» выступил руководитель Службы Алексей Алешин.
«Главное, ради чего осуществляет деятельность Ростехнадзор – предупреждение аварий и несчастных случаев на поднадзорных объектах. В целом уровень аварийности и смертельного травматизма имеет уверенную тенденцию к снижению. За три последних года (2015-2017 гг.) показатели аварийности снизились более чем на 7%, а количество смертельных случаев – на 15%. При этом гибель людей на поднадзорных объектах зачастую не связана с авариями и техногенными катастрофами», - сказал глава ведомства.
Всего в 2017 году произошло 220 аварий, в результате которых погибло 34 человека (16,2%), зафиксировано 210 несчастных случаев со смертельным исходом. Для сравнения, в 2016 году произошло 222 аварии, в результате которых погиб 81 человек (32%), зафиксировано 252 несчастных случая со смертельным исходом.
«Из этих данных видно, что в отчетном году смертность в результате аварий на поднадзорных объектах по отношению к предыдущему году снизилась более чем двукратно», - отметил Алексей Алешин.
Аварийность на опасных производственных объектах (ОПО) в 2017 году по сравнению с 2016 годом осталась практически на том же уровне. Если же посмотреть статистику с момента начала наблюдения, с 1995 года, то аварийность снизилась более чем в два раза (52,4%). Уровень смертельного травматизма на опасных производственных объектах в прошлом году по сравнению с 2016 годом снизился на 15,5%.
«В прошлом году на ОПО включая аварии и несчастные случаи было 158 смертельных событий. Этот показатель, кстати, стал самым, стал наименьшим за всю историю нашей службы. Наибольшее снижение аварийности по числу аварий в прошлом году по сравнению с 2016 годом произошло на объектах угольной промышленности, магистрального трубопроводного транспорта, объектах, где используются подъемные сооружения», - отметил глава Ростехнадзора.
По его словам, увеличение аварийности в 2017 году произошло на объектах газораспределения, газопотребления - с 21 аварии в 2016 году до 43. В основном весь прирост аварий принесли сети газораспределения и газопотребления. В основном причина аварий – действия третьих лиц.
Алексей Алешин добавил, что немалую веху в негативную статистику вносят опасные производственные объекты, относящиеся к 4 классу опасности, в отношении которых плановые проверки не проводятся.
«Вы помните многочисленные события, связанные с авариями, с падениями подъемных кранов. Это как раз объекты 4 класса опасности. По нашему обращению Правительство согласилось на то, что на этих объектах нужно проводить плановые проверки. На сегодняшний день мы провели 1243 проверки. Результат: аварийность на объектах, где используются башни и краны, в прошлом году по сравнению с 2016 годом снизилась на 30%», - подчеркнул Алексей Алешин.
Он также добавил, что основными причинами аварий, которые расследует Ростехнадзор, являются два взаимосвязанных обстоятельства: это личная недисциплинированность и неудовлетворительная организация производственных процессов на предприятиях.
«Эти причины являются производными от низкого уровня подготовки персонала по вопросам промышленной безопасности и плохой организации производственного контроля на объектах промышленной безопасности на опасных производственных объектах», - убежден Алексей Алешин.
По его мнению, для изменения этой ситуации необходимо коренным образом изменить обучение и аттестацию специалистов, работающих на опасных производственных объектах. Это позволит уйти от положения, когда фактически для многих, в том числе и руководителей предприятий, целью аттестации является не подготовка специалистов, а получение так называемой корочки.
Говоря о плановых проверках по всем видам надзора, Алексей Алешин сообщил, что их количество в 2017 году сократилось почти на 8% по сравнению с 2016 годом.
«Вместе с тем считаю, что снижение количества плановых проверок должно сопровождаться совершенствованием подходов к формированию самого плана проверок. Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в план должно быть обосновано и нацелено на обеспечение безопасности на эксплуатируемых ими объектах», - подчеркнул руководитель Службы.
Всего в 2017 году Ростехнадзором проведено более 130 тысяч проверок. Из них плановых - 37 553; внеплановых - 65 006; в рамках постоянного надзора - 27 669. В ходе проверок выявлены правонарушения в деятельности свыше 42 тысяч юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В общей сложности выявлено более 1 млн. нарушений обязательных требований, более 2 тыс. раз приостанавливалась деятельность предприятий в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, применено более 77 тыс. мер административного воздействия. Сумма наложенных административных штрафов составила почти 2,5 млрд. рублей.
«Хочу обратить внимание, что у нас нет задач по повышению количества наказаний, никакого плана у нас нет. Проверки без итогов, выражающихся в сотнях нарушений и миллионных штрафах, нельзя считать безрезультативными – все контрольно-надзорные мероприятия носят профилактический характер», - сказал Алексей Алешин.
Он особо отметил, что в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» приняты действенные меры по снижению коррупционных рисков, утверждена карта коррупционных рисков, которая прошла общественное обсуждение. Работа в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений осуществляется системно, сформированы механизмы фиксации условий и предпосылок совершения правонарушений, которые заблаговременно устраняются.
«Полагаю, что результатом принимаемых мер является снижение количества возбужденных уголовных дел в отношении служащих Ростехнадзора в 2017 году, в сравнении с 2016 годом, на 32%, и данная тенденция к снижению сохраняется», - отметил руководитель Ростехнадзора.
Говоря о планах на 2018 год, Алексей Алешин заявил о продолжении реализации программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» по всем направлениям. Он напомнил, что утвержденный проектным комитетом ведомственный паспорт Ростехнадзора содержит следующие основные направления:
- внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении плановых проверок в рамках лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности и лицензирования производства маркшейдерских работ, разработка проверочных листов в данных видах лицензионного контроля;
- отмена плановых проверок в рамках лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и лицензирования деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
- внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного строительного надзора в отношении отдельных типовых объектов и при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (в отношении радиационных источников, в составе которых используются только закрытые радионуклидные источники), а также разработка соответствующих проверочных листов.
Кроме того, разработка индикаторов риска (для внеплановых проверок) в области безопасности ГТС и при осуществлении государственного энергетического надзора.
«То, чем мы занимаемся – обеспечение промышленной безопасности – является составной частью обеспечения национальной безопасности государства. В сложных современных условиях эта тема звучит особенно актуально. Нам всем надо помнить об этом», - заключил руководитель Ростехнадзора.
Таблица 1. Динамика аварийности и смертельного травматизма на ОПО за 1995–2017 годы
Год |
Число смертельных несчастных случаев |
Число аварий на поднадзорных объектах |
Число несчастных случаев в результате аварий |
1995 |
609 |
332 |
|
1996 |
441 |
327 |
|
1997 |
547 |
292 |
|
1998 |
423 |
312 |
|
1999 |
403 |
250 |
|
2000 |
440 |
225 |
|
2001 |
428 |
243 |
|
2002 |
361 |
207 |
|
2003 |
379 |
213 |
|
2004 |
429 |
242 |
|
2005 |
404 |
235 |
|
2006 |
368 |
204 |
|
2007 |
489 |
207 |
228 |
2008 |
294 |
168 |
71 |
2009 |
252 |
158 |
35 |
2010 |
338 |
187 |
144 |
2011 |
243 |
164 |
54 |
2012 |
274 |
197 |
81 |
2013 |
226 |
145 |
66 |
2014 |
200 |
138 |
45 |
2015 |
193 |
174 |
64 |
2016 |
186 |
152 |
81 |
2017 |
158 |
158 |
34 |
Таблица 2. Аварии на поднадзорных ОПО (смертельные события)
|
2016 |
2017 |
Всего по видам надзора |
152 |
158 |
Объекты угольной промышленности |
8 |
3 |
Объекты горнорудной промышленности |
4 |
5 |
Объекты металлургической промышленности |
2 |
2 |
Объекты нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности |
19 |
19 |
Объекты химического комплекса |
5 |
8 |
Объекты оборонно-промышленного комплекса |
6 |
6 |
Объекты нефтегазодобычи |
8 |
16 |
Объекты магистрального трубопроводного транспорта |
11 |
6 |
Объекты проведения взрывных работ |
2 |
4 |
Объекты, на которых используются подъемные сооружения |
62 |
37 |
Объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением |
2 |
7 |
Объекты газораспределения и газопотребления |
22 |
43 |
Взрывоопасные объекты хранения и переработки взрывоопасного сырья |
1 |
2 |
Объекты, связанные с транспортированием опасных веществ |
0 |
0 |
Таблица 3. Несчастные случаи со смертельным исходом на поднадзорных ОПО
|
2016 |
2017 |
Всего по видам надзора |
186 |
158 |
Объекты угольной промышленности |
56 |
18 |
Объекты горнорудной промышленности |
39 |
57 |
Объекты металлургической промышленности |
9 |
8 |
Объекты нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности |
11 |
12 |
Объекты химического комплекса |
1 |
4 |
Объекты оборонно-промышленного комплекса |
11 |
0 |
Объекты нефтегазодобычи |
12 |
6 |
Объекты магистрального трубопроводного транспорта |
0 |
2 |
Объекты проведения взрывных работ |
3 |
3 |
Объекты, на которых используются подъемные сооружения |
37 |
36 |
Объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением |
2 |
5 |
Объекты газораспределения и газопотребления |
3 |
2 |
Взрывоопасные объекты хранения и переработки взрывоопасного сырья |
2 |
5 |
Объекты, связанные с транспортированием опасных веществ |
0 |
0 |
Таблица 4. Осуществление контрольно-надзорной деятельности
|
Наименование показателя |
2016 |
2017 |
1 |
Количество проверок |
136 512 |
130 228 |
|
в том числе: плановые проверки |
40 725 |
37 553 |
|
внеплановые проверки |
95 787 |
92 675 |
2 |
Выявлено правонарушений |
802 401 |
1 019 753 |
3 |
Общее количество проверок, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях |
41 518 |
49 829 |
4 |
Общая сумма наложенных административных штрафов (тыс. рублей) |
2 142 602 |
2 454 107 |
5 |
Общая сумма взысканных административных штрафов (тыс. рублей) |
1 987 028 |
2 215 973 |
|
Наименование показателя |
2017 |
1. |
Общее количество проверок, из них: |
130 228 |
1.1. |
плановых проверок |
37 553 |
1.2. |
внеплановых проверок |
65 006 |
1.3. |
количество мероприятий по контролю, проведенных в режиме постоянного государственного надзора |
27 669 |
Внеплановые проверки, предмет которых не предполагает выдачу предписаний |
||
2.2.1. |
Количество внеплановых проверок по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам ранее проведенной проверки |
33 448 |
2.2.2. |
Количество внеплановых проверок, связанных с приемкой и допуском в эксплуатацию объектов и оборудования |
22 732 |
2.3.1. |
Количество отдельных мероприятий по контролю, проведенных в рамках режима постоянного государственного надзора, в результате которых не предполагается выявление правонарушений |
9 872 |
3. |
Общее количество проверок в области промышленной безопасности, характер которых предполагает выявление нарушений |
64 136 |
4. |
Количество проверок, по результатам проведения которых выявлены правонарушения, в том числе: |
63 501 |
4.1. |
плановых проверок |
28 806 |
4.2. |
внеплановых проверок |
23 566 |
4.3. |
режим постоянного государственного надзора |
11 129 |
5. |
Количество выявленных нарушений, в том числе: |
1 019 753 |
5.1. |
при плановых проверках |
586 001 |
5.2. |
при внеплановых проверках |
362 690 |
5.3. |
в рамках осуществления постоянного государственного надзора |
71 062 |
6. |
Количество нарушений на 1 проверку, в результате проведения которой выявлены нарушения |
16 |
7. |
Количество привлеченных к административной ответственности юридических лиц |
21 394 |
8. |
Количество привлеченных к административной ответственности должностных лиц |
50 069 |
9. |
Сумма наложенных административных штрафов, тыс. рублей |
2 454 107 |
10. |
Количество примененных дисквалификаций |
17 |
11. |
Количество административных приостановлений деятельности |
2 151 |
12. |
Процент результативности проведенных проверок |
99% |