Сегодня на долю отечественных компаний приходится не более 2-5% рынка ПО для ТЭК. Продукция иностранных производителей используется на предприятиях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и на особо опасных объектах (ОПО), что в условиях санкций и политической напряженности создает серьезную угрозу экономической безопасности.
Как заявил Сергей Шатиров, заместитель главы Комитета Совета Федерации по экономической политике на «круглом столе» в палате регионов, в настоящее время в России при добыче, транспортировке и переработке нефти и газа, выработке электроэнергии в основном используются зарубежные информационные системы и технологии.
«Зарубежный программный продукт — это открытая книга на Запад. Практически не надо никакой информации покупать, добывать и разведывать, она находится в открытом доступе. Поэтому это не просто вопрос, связанный с импортозамещением, но и вопрос нашей экономической безопасности», — сказал Сергей Шатиров.
Сенатор отметил, что степень риска была особо наглядно показана в июне прошлого года, когда вирус Petya поразил многие предприятия ТЭК. При этом у российских компаний есть конкурентоспособные программные продукты, но их очень сложно продвигать на рынке.
«Дело в том, что условия большинства закупочных конкурсов часто написаны под конкретную иностранную технологию», — пояснил Борис Харас, председатель Союза разработчиков ПО и информационных технологий ТЭК.
Выходом из ситуации может стать безусловный приоритет для российского софта при закупках.
«Обеспечение высоких темпов технологического развития возможно при консолидации отраслевых потребностей, при стандартизации технических требований и опоре на отечественных технологических лидеров. Эти лидеры имеются, им не нужны инвестиции, им нужен платежеспособный спрос, тогда они обеспечат опережающее технологическое развитие», — говорится в рекомендациях по итогам круглого стола.
Эксперты предлагают рассмотреть возможность ограничения или запрета на использование ПО и автоматизированных систем управления технологическими процессами иностранного производства на критически важных объектах ТЭК.
Источник: Парламентская газета