13 марта 2017 года на площадке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялось расширенное заседание «Об итогах Всероссийского съезда транспортников» (прошел 5 марта). В мероприятии приняли участие руководители ведущих транспортных ассоциаций, члены Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы РФ, а также, в режиме видеоконференции, представители отраслевых общественных организаций из 150 городов России.
Основными результатами работы съезда транспортников, а также итогами реализации поручений президента Российской Федерации в области развития транспортного сектора и перспективами отрасли поделился модератор заседания, президент Союза транспортников России (СТР), депутат Госдумы Виталий Ефимов.
Спикер отметил, что съезд проводился совместно с Министерством транспорта и Торгово-промышленной палатой РФ. В нем приняли участие Администрация президента, министерства и ведомства, депутаты Государственной Думы, руководители субъектов РФ, профсоюзы и ветераны, члены союза транспортников России, в том числе руководители отраслевых союзов и ассоциаций, а также студенты профильных вузов, гости из других общественных организаций.
Перед пленарным заседанием СТР провел шесть тематических круглых столов по вопросам:
- Автомобильного транспорта;
- Транспортного обслуживания населения в регионах;
- Дорожного хозяйства;
- Гражданской авиации;
- Водного транспорта;
- Информационным технологиям в сфере транспорта.
«На пленарном заседании были финализированы результаты работы круглых столов, а также высказаны дополнительные инициативы и предложения. Сейчас формируется резолюция съезда», отметил Виталий Ефимов.
Спикер обратил особое внимание на личное участие президента РФ Владимира Путина в работе съезда и решении вопросов взаимодействия власти и бизнеса. Так президент за период 2012-2017 годов провел 6 заседаний Госсовета, 3 рабочих встречи с СТР, 12 рабочих совещаний, дал 217 поручений.
На выполнении основных поручений руководитель СТР остановился подробнее.
Ефимов обратил внимание на масштабные задачи, которые президент поставил перед Федеральным Собранием.
Предполагается провести модернизацию БАМа и Транссибирской магистрали, построить новые транспортные артерии, в том числе соединяющие территорию России с Китаем через Казахстан, поделился Виталий Ефимов.
Самостоятельной задачей является увеличение транзита через территорию страны. По словам докладчика, это потребует принятия новых нормативно-правовых актов, устанавливающих транзитные коридоры, которые обеспечат движение контейнерных поездов по маршруту Восток-Запад сроком не более семи суток. Подобное законодательство уже подготовлено, отметил спикер.
Еще одна злободневная проблема – обеспечение комплексности пассажирских перевозок населения. Широкий охват маршрутной сети, надежность сообщения, безопасность и качество предоставляемых услуг - основные предъявляемые сегодня требования. Виталий Ефимов отметил, что задача осложняется дотационностью сектора наземных пассажирских перевозок. Во многих районах отсутствует производственно-техническая база, не хватает кадров.
По словам президента СТР, экспертное сообщество считает, что ответственность за исправление ситуации должны на себя взять регионы, в то же время расходы на закупку нового парка должны лечь на плечи федерального бюджета.
«В этой связи мы будем рекомендовать правительству РФ разработать нормативный акт, который четко распределит между федерацией и регионами как организационные, так и финансовые обязательства», сказал Виталий Ефимов.
Коме того, существует необходимость провести обновление парка городского автомобильного транспорта, в том числе работающего на газомоторном топливе.
«Грузовой автомобильный транспорт также требует поддержки, - отметил спикер, - Будем просить правительство РФ установить такую же кредитную ставку на покупку транспортных средств, как на сельскохозяйственную технику».
Среди других мер, которые должны повысить рентабельность автомобильных транспортных предприятий, снижение порога требований по транспортной безопасности.
«Поскольку ряд позиций финансово емкие, но не снимают предполагаемые риски», подчеркнул Виталий Ефимов.
Отдельно модератор заседания коснулся темы безопасности дорожного движения. Он обратил внимание на проект «Безопасные и качественные дороги», в результате реализации которого в последние два года количество опасных участков дорог сократилось на 1500 штук.
Уже реализуемой, но по прежнему перспективной задачей назвал спикер – расширение сети региональных воздушных перевозок.
По словам Ефимова, движение в этом направлении идет довольно активно, в прошлом году количество перевозок было увеличено на 11%. «Для улучшения ситуации, мы просим установить для таких перевозчиков нулевую ставку НДС, как это практикуется на железнодорожном и автомобильном пассажирском транспорте. Необходимо также снизить сборы для самолетов небольшой емкости», поделился президент СТР.
Один из самых злободневных вопросов - автомобильные дороги. По данным СТР, 80% федеральных дорог сегодня содержится в нормативном состоянии. На Всероссийском съезде транспортников президент РФ поделился планами по увеличению финансирования автомобильных дорог до 2 трлн рублей в год. В свою очередь СТР будет просить о направлении до 2/3 от этой суммы на региональные и местные дорогие, заявил Виталий Ефимов.
Развитие морского транспорта предполагается, прежде всего в двух направлениях – это дальнейшее освоение Северного морского пути и развитие внутреннего речного сообщения.
В данный момент правительством уже разработана программа по развитию Северного морского пути, рассказал спикер.
Развитие сети речного сообщения перспективно, т.к. для содержания 100 000 км таких путей необходимо лишь 25 млн рублей. Сумма, по словам Виталия Ефимова, сопоставимая со стоимостью строительства нескольких км автомобильной дороги. В то же время проблемой для речного транспорта является устаревание судов. Последние 25 лет в отсутствии гарантий по грузовой базе суда практически не строятся, отметил руководитель СТР. Поэтому сейчас прорабатывается возможность перераспределения грузовой базы с других видов транспорта во время навигации, когда к тому же активизируется строительство и с/х деятельность, что приводит к увеличению грузооборота.
Отдельная тема – промышленный железнодорожный транспорт. По словам депутата Ефимова, этот вид транспорта обеспечивает более 3000 крупных промышленных предприятий. На вооружении стоят сегодня 5500 локомотивов, срок эксплуатации большинства из них истек. С 2021 года начнется сокращение парка. Поэтому транспортники собираются просить правительство РФ о поручении Минпромторгу не позднее 2020 года начать производство новых промышленных силовозов.
В конце доклада Виталий Ефимов сосредоточил внимание на проблемах логистики: «Мы всегда говорим об инфраструктуре – это важно! Однако есть вопросы, которые мы решаем не эффективно. Рост экономики выше мировых темпов во многом зависит от транспортников. В развитых странах более 80% грузов в пути находятся не более 20 часов. Это именно грузы, а не вагоны или машины. По движению грузов мы отстаем вдвое», отметил он.
Проблемы в области логистики приводят к фактическому выходу продукции из оборота на определенный срок. Отставание от передовых стран значит, что в России в двое больше «омертвленных» запасов, обратил внимание спикер. Он добавил, что от правительства потребуется разработка актов, которые посодействуют созданию более передовой инфраструктуры, которая сможет обеспечить движение грузов с такой же скоростью как в передовых странах.