Отечественная компания Traft, первая в стране внедряющая беспилотные грузовики в своем автопарке запускает федеральный проект по переводу внутригородских автомобильных b2b-перевозок на блокчейн-платформу.
Для этого компания модернизирует свое программное обеспечение – систему управления грузоперевозками TRAFT-OnLine – и присоединяется к международной ассоциации разработчиков и эксплуатантов блокчейна в логистике Blockchain inTrucking Alliance (BiTA).
Ровно год назад в Traft был реализован первый пилотный проект на блокчейне.
В рамках пилотного проекта в Traft протестировали загрузку реестра грузоперевозок и транспортных документов (договоры, накладные, путевые листы), шифрование данных (хэширование), их последующую проверку и хранение по технологии блокчейн. Заказы на грузоперевозки, которые размещают в Traft-OnLine корпоративные клиенты, шифруются и сверяются с данными в самой компании Traft для последующей оплаты завершенных перевозок.
По словам исполнительного директора Traft Артура Мурадяна, «сегодня, в том числе с помощью международной ассоциации BiTA мы хотим расширить пул партнеров и разработчиков, ускорить запуск новых пилотных блокчейн-проектов по всем ключевым направлениям нашей работы, включая, конечно, и диспетчеризацию беспилотных грузовиков».
Каждый клиент, подключенный к модернизированной платформеTRAFT-OnLine, переведенной на блокчейн, может заключать индивидуальные смарт-контракты (автоматически выполняемые договоры) с перевозчиком или цепочкой перевозчиков, описывая условия контракта, такие как: передача товара следующим в цепочке поставщикам, отслеживание сроков и условий перевозки (например, температуры в контейнере). Смарт-контракт создается на базе платформы Ethereum.
Данные о перевозках, необходимых для выполнения контрактов, получают из существующих ГЛОНАСС/GPS-систем и других датчиков, установленных в ТС. Данные всех перевозок в системе защищены сквозным шифрованием, доступ к данным могут иметь только непосредственные участники сделки (возможно также включение роли аудитора, имеющего доступ ко всем данным, в роли аудитора может выступать страхования компания или банк, предоставляющий доверительный эскроу-счет). Каждый раз, когда продукт доставки переходит из рук в руки, операции тщательно (и неизменно) документируются в распределенном реестре блокчейна, снижая время обработки и добавочную стоимость, а также исключают риск человеческой ошибки.
С технической точки зрения система представляет собой сам блокчейн, развернутый на серверах компании, и клиентское ПО для взаимодействия с распределенным реестром. Система тесно переплетена с уже существующими системами (1С, SAP, Oracle).
По словам разработчиков Traft, для крупных перевозчиков платформы возможно развертывание части системы на их стороне, что позволит повысить доверие и скорость обработки, не снижая общую надежность.