Wisenet HD+

/ / Эксперты выступили против поправок в 196-ФЗ в части тахографов

Эксперты выступили против поправок в 196-ФЗ в части тахографов

17 февраля 2016, 17:10    2963
Эксперты выступили против поправок в 196-ФЗ в части тахографов

15 февраля 2016 года в Московской Торгово-промышленной палате (МТПП) состоялся этап общественного обсуждения проекта Федерального закона о внесении изменений в ряд нормативных актов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изменения, предложенные Минтрансом, затрагивают порядок оснащения транспортных средств тахографами, регламентируют выпуск карт тахографов и доступ к информации,размещенной на них, а также устанавливают новый порядок допуска для мастерских по установке и обслужиживанию тахографов

По сути изменения устанавливают новый, более жесткий порядок работы мастерских по установке и обслуживанию тахографов. Вводятся дополнительные обременения в виде допусков и лицензий, выдаваемых силовыми структурами. В частности, законопроект устанавливает дополнительные формы допусков и лицензий, в том числе  - выдаваемых на стороне ФСБ (лицензии на работу с криптозащищенными устройствами). Одновременно с этим законопроект ужесточает ответственность за отсутствие таких лицензий и допусков. В частности «осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, ремонту и выводу из эксплуатации тахографов в случае приостановления допуска или его отсутствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей».

Как показала уже первая часть обсуждения, большинство представителей мастерских по установке тахографов – именно они станут ощутят на себе всю полноту изменений в случае принятия – настроены негативно и по отношению к законопроекту, и по отношению к позиции регулирующих структур в лице Минтранса. По утверждению предпринимателей, законодательство в данной сфере обросло избыточными часто пересекающими друг друга формулировками и требованиями – они закреплены в дополнительных приказах министерства транспорта. Из-за этого даже такие простые понятия, как техническое обслуживание тахографов, имеют разночтения и не дают однозначного представления о необходимых допусках, разрешенных моделях тахографов и правил их эксплуатации.

Отдельная критика о непоследовательности действий звучала в адрес Минтранса и в связи с переходом на цифровые тахографы. Напомним, согласно требованиям Минтранса, все транспортные средства, подлежащие оснащению тахографами, и оборудованные аналоговыми тахографами, обязаны заменить их на цифровые. Изначально срок переоснащения устанавливался до 1 января 2018 года. Однако с 16 декабря 2015 года вступил в силу Приказ Минтранса РФ № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273». Приказ перенес срок замены аналоговых тахографов на цифровые на 1 июля 2016 года для всех категорий ТС, подлежащих оснащению. Таким образом, после 1 июля 2016 года аналоговые тахографы, а также оснащенные ими  транспортные средства,  будут объялены вне закона и не смогут осуществляють перевозки на территории РФ, до установки на них цифровых тахографов с блоком системы криптозащиты информации (СКЗИ), как того требует приказ Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013. «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

«Тахографы, изменения в 196-ФЗ. Общественное обсуждение и дебаты в МТПП 15.02.2016»

Неодобрение по поводу поправок в 196-ФЗ высказали и эксперты Московской торгово-промышленной палаты. По мнению представителей Совета Гильдии логистических операторов МТПП,  сектора «Применение тахографов», в проекте данного федерального закона нет положений, реально направленных на урегулирование сложившейся в сфере тахографии ситуации. Предлагаемые решения в большинстве своем основаны на введение жестких избыточных требований к участниками  системы тахографического контроля, наделении Минтранса России дополнительными полномочиями   по разработке различных нормативных правовых актов (требования к зданиям и сооружениям, перечню технологического оборудования и пр.) и исполнению не свойственных ему функций (проведение испытаний, выдача карточек, изготовление квалифицированного сертификата ключа электронной подписи и пр.).

Значительная часть положений проекта закона направлена  на установление и регулирование процедуры допуска мастерских. При этом из проекта закона не следует наличие каких-либо специфических требований, которые могли бы явиться предметом  проверки при допуске. Мастерская должна иметь лицензию ФСБ России, аккредитацию на право калибровки или поверки. Из этого следует, что допуск будет осуществляться на ТО и ремонт автомототранспортных средств, поскольку тахограф является автокомпонентом, а также на проверку наличия лицензии ФСБ России и аккредитации в качестве метрологической службы. Но в Российской Федерации не существует процедуры допуска к ТО и ремонту автомототранспортных средств, а также не допускаются дублирующие контрольные надзорные функции. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проекте предусматривается штраф до трехсот тысяч рублей за работу в качестве мастерской без допуска.

Проектом закона также устанавливается требовании о дополнительном профессиональном образовании для сотрудников мастерских. При этом при получении лицензии ФСБ России мастерская должна показать наличие специалистов в области информационной безопасности, при аккредитации на право калибровки или поверки – специалистов по метрологии.

Проект закона вводит ограничение на возможность разработки и изготовление тахографов, их компонентов и карт тахографа без лицензии ФСБ России, ограничивает внедрение инноваций, создает предпосылки для формирования: технических барьеров при осуществлении перевозок автомобильным транспортом и связанным с этим, дополнительных издержек транспортных предприятий.

Проектом также предусматривается целый комплекс различных реестров (тахографов, их компонентов, карт тахограф, мастерских) ведение которых осуществляется Минтрансом России.

Следует отметить, что существует реальная проблема отсутствия необходимой нормативной правовой базы  в сфере применения тахографов. Однако, предлагаемые положения федерального закона зачастую противоречат действующим законодательным актам в сфере технического регулирования, аккредитации, лицензирования, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Разработка необходимого комплекса документов должна вестись с привлечением соответствующих специалистов, с учетом существующей практики  и международного опыта не в узком кругу  лиц, а открыто, на основе мнения всех заинтересованных сторон, поскольку все согласны с единым знаменателем: безопасность дорожного движения и обеспечение необходимых социальных условий труда водителей.

По итогам обсуждения в МТПП, согласно резолюции, сформирована рабочая группа из пяти человек на базе сектора «Применение тахографов» Гильдии логистических операторов МТПП. Ей поручено в течение трех рабочих дней обобщить и подготовить для представления  в Минэкономразвития России результаты общественного обсуждения. Подготовленный проект будет предоставлен руководству МТПП для рассмотрения, утверждения и дальнейшей передаче в  Минэкономразвития России.

Также рабочая группа  в течение пяти рабочих дней обобщить и подготовить для представления  в компетентные федеральные органы исполнительной власти запросы по теме общественного обсуждения, требующие дополнительного разъяснения или  проведения корректирующих мероприятий.

Помимо представителей Минтранса и Росстандарта в обсуждении на правах экспертов приняли участие:

  • Варданян Сурен Оганесович, вице - президент МТПП;
  • Домнина Светлана Викторовна;
  • Петрова Алла Петровна, член Совета Гильдии логистических операторов МТПП, руководитель сектора «Применение тахографов»;
  • Кощеев Владимир Алексеевич, заведующий отделом Министерства транспорта Московской области;
  • Фельдман Роман Григорьевич, заместитель Председателя антикоррупционного комитета МТПП;
  • Паньков Борис Валерьевич, генеральный директор ООО «Омникомм Технологии»;
  • Морарь Иван Юрьевич, начальник 3 Службы УНПР ФГУП «НТЦ «Атлас», заместитель руководителя сектора «Применение тахографов» Гильдии логистических операторов МТПП;
  • Пилипович Александр Сазонович, советник генерального директора КБ «Навис»;
  • Беспалова Оксана, коммерческий директор ООО «ТАХОБАНК»;
  • Олейников Изот Борисович, Президент НП «Содействие развитию тахографических систем».

Также рабочая группа  в течение пяти рабочих дней обобщить и подготовить для представления  в компетентные федеральные органы исполнительной власти запросы по теме общественного обсуждения, требующие дополнительного разъяснения или  проведения корректирующих мероприятий. Посмотреть перечень предлагаемых изменений можно в таблице, ссылка на которую представлена ниже.

Поправки в 196-ФЗ. Скачать

news//
#Безопасность на транспорте #Мероприятия #Госструктуры 

Комментарии (0)

    Другие материалы раздела

    Контакты

    Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

    Тел./ф.: +7 (495) 539–30–15, +7 (495) 539–30–20

    Время работы: 9:00–18:00, понедельник — пятница

    E-mail: info@ru-bezh.ru

    E-mail: help@ru-bezh.ru - по техническим вопросам

    Для рекламодателей

    E-mail: reklama@ru-bezh.ru

    тел.: +7 (495) 539–30–20 (доб. 105)

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.