В Новосибирске перевозчики за свой счет оборудуют автобусы видеонаблюдением
Автобусы, оснащенные системами видеонаблюдения, появились на городских маршрутах Новосибирска - № 3, 6, 8, 28 и некоторых других. Пока видеокамеры есть только в 12 машинах компании-перевозчика «Новосибирскпрофстрой - ПАТП-1», но к 2017 году, как планируют городские власти, будут установлены во всех единицах общественного транспорта.
- Оснащение системами видеонаблюдения мы производим за свой счет, от муниципалитета финансирование не поступает. Еще хотели бы привлечь к этому страховые компании, которые выплачивают средства упавшим пассажирам, но пока они не проявили энтузиазма, — рассказал корреспонденту журнала RUБЕЖ заместитель директора компании «Новосибирскпрофстрой - ПАТП-1» Андрей Голышев. — Оснащать нас заставляет не столько муниципалитет, сколько закон № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", который обязывает это сделать к 2017 году. Хотя в нашем договоре с муниципалитетом о видеонаблюдении ничего нет, и за свой счет мы должны оборудовать транспорт только системами ГЛОНАСС.
Всего, как сообщает местный канал НСК 49, каждый автобус укомплектован пятью камерами: одна у водителя, вторая направлена на дорогу впереди автобуса, а оставшиеся три контролируют салон. При этом рядом с водителем установлен монитор, куда выводится изображение – это позволяет видеть всех пассажиров, а записи хранятся в течение трех недель. Установка системы в одной машине обходится перевозчикам примерно в 30 тысяч рублей. Предполагается, что видеозаписи помогут определить виновника в случае конфликтных ситуаций в салоне и аварий на дороге.
Корреспондент журнала RUБЕЖ выяснил у эксперта рынка видеонаблюдения, на какие характеристики следует обращать внимание при выборе оборудования для общественного транспорта. Технический директор компании NOVIcam Андрей Монаенков перечислил следующие критерии:
- Для установки в общественный транспорт лучше всего подойдут компактные антивандальные камеры. Конструкция таких камер не позволяет злоумышленникам (или просто хулиганам) развернуть или демонтировать камеру без специального инструмента. Учитывая, что транспорт ходит и в ночное время, а освещение в салоне не всегда достаточное, использование моделей с ИК-подсветкой обязательно.
- Ввиду того, что обозреваемое расстояние и удаленность от объектов наблюдения (пассажиров) небольшие, нет необходимости в сверхвысоком разрешении. Лучше всего будет использовать камеры с разрешением 1-2 мегапикселя. Тем более, что такое оборудование уже широко распространено, доступно по цене, а указанного разрешения достаточно, чтобы распознать лицо человека. Объективы для таких камер стоит подбирать по цели использования камеры: например, для распознавания лиц входящих людей (камеры на входе) лучше использовать объектив с узким углом обзора, а для обзора салона – с более широким.
- Следует учитывать суровые климатические условия в России и что порой зимой оборудование начинает работу с холодного старта. Поэтому камеры для наземного транспорта должны поддерживать работу при низких температурах. Также востребована функция «холодного пуска»: в камере установлен нагреватель и при ее включении нагреватель сначала прогревает корпус камеры до необходимой для работы температуры, затем включается сама камера.
- Тряска во время движения транспорта делает необходимым использование камер с виброустойчивой конструкцией.
- На транспорте сложно организовать стабильное питание, поэтому камеры должны работать в широком диапазоне напряжений, чтобы избежать сбоя при возможных скачках напряжения.
- Использование аналитики в таких камерах не обязательно, но сможет дать дополнительный материал в исследованиях пассажиропотока. Использование функции распознавания лица поможет найти разыскиваемого человека по архивам из общественного транспорта.