/ /

Эксперты: у малой авиации нет эффективной защиты от столкновений

Эксперты: у малой авиации нет эффективной защиты от столкновений

13 августа 2015, 10:44    1698
Эксперты: у малой авиации нет эффективной защиты от столкновений

Эксперты: у малой авиации нет эффективной защиты от столкновенийСамолеты малой авиации и вертолеты могут быть оснащены системой автоматического зависимого наблюдения (АЗН-В) на базе ГЛОНАСС. Вице-премьер Дмитрий Рогозин подготовил распоряжение о разработке таких систем для применения на легкомоторном воздушном транспорте и вертолетах.

Ответственность за выполнение данной задачи Рогозин возложил на Минтранс и Минпромторг. Ведомства займутся такой созданием такой АЗН-В совместно с корпорацией "Ростех", концерном "Алмаз-Антей" и ОАО "ГЛОНАСС".

Инициатива была выдвинута вице-премьером после столкновения и крушения над Истринским водохранилищем гидросамолета Cessna 206 и вертолета Robinson 44, в результате которых погибли девять человек, включая двоих детей. Для обеспечения безопасности подобные воздушные суда малой авиации "должны быть оснащены средствами контроля их местоположения как в полете, так и на земле", поддержал предложение вице-премьера заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток.

Предполагается, что установка будущей системы будет являться обязательной для всех легкомоторных самолетов и вертолетов. В случае необходимости, по словам Вице-премьера, ее установят на воздушное судно в принудительном порядке. Пилотными регионами для тестирования системы станут Москва и Московская область, как регионы с наиболее интенсивным воздушным движением.

Вопрос безопасности малой авиации поднимается в России уже не в первый раз. Ранее, в январе этого года, глава республики Тыва Шолбан Кара-оол выступил с предложением оснащения таких судов спутниковыми системами наблюдения и контроля. Инициатива, которая была поддержана в МЧС, также появилась после происшествия, когда на территории республики пропал вертолет Ми-8. Шолбан Кара-оол объяснил свое предложение тем, что "аварийный радиомаяк, которым в настоящее время оснащена авиация, очень часто не срабатывает".

Как рассказал журналу RUБЕЖ президент и председатель правления межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) Владимир Тюрин, одним из препятствий к развертыванию системы АЗН-В в России является высокая стоимость всей необходимой инфраструктуры. 

"Чтобы система полноценно функционировала, нужна наземная инфраструктура, т.е. вся страна должна быть заставлена приемниками сигналов от АЗН-В. В первую очередь это нужно для органов обслуживания воздушного движения – именно для этой цели АЗН-В применяется во всем остальном мире", – объясняет Владимир Тюрин – "Еще до кризиса и роста курса доллара внедрение такой инфраструктуры оценивалось примерно в 9 млрд рублей. Сейчас, вероятно, эта сумма еще увеличится. И это не считая стоимости установки оборудования на каждый отдельный борт, которая пока никому не понятна, так как существует три несовместимых стандарта АЗН-В. А какой из них будет предложен к эксплуатации – вопрос открытый. Есть различные конкурирующие между собой группировки, которые заинтересованы во внедрении определенного стандарта".

Другая проблема, по словам собеседника журнала, заключается в том, что системы АЗН-В не предназначены для предотвращения столкновений между воздушными судами. Пилоты действительно могут видеть друг друга на дисплее, но поскольку система построена на основе ГЛОНАСС и GPS, она предоставляет данные о местоположении других объектов с определенной долей погрешности. "Например, на датчике будет отображаться, что другое воздушное судно приближается справа, а на самом деле оно находится слева. Точности навигационных систем без дополнительных систем коррекции недостаточно для того, чтобы выдать пилоту команду на уклонение. После получения информации на датчике ему все равно необходимо провести визуальный осмотр пространства и своими глазами увидеть то судно, с которым он должен избежать столкновения. Установка дополнительного прибора в кабину может даже ухудшить ситуацию – часть времени пилот будет смотреть не во внекабинное пространство, а на этот прибор и таким образом уменьшить шансы обнаружить встречное воздушное судно вовремя", – комментирует Владимир Тюрин.

В других странах системы АЗН-В используются прежде всего для полетов по приборам. В некоторых местах использование АЗН-В является обязательным. Например, в Австралии выше определенной высоты каждое воздушное судно, летящее по правилам приборных полетов, должно быть оборудовано этой системой. Соответственно, и сертификация летательных аппаратов производится с учетом АЗН-В.

В России большую часть воздушного парка как коммерческих перевозчиков, так и в авиации общего назначения составляют импортные суда. Просто так никакое дополнительное оборудование на них устанавливать нельзя, иначе воздушное судно перестает соответствовать своему сертификату. Это же касается и варианта заводской установки требуемых систем на воздушные суда.

"Например, та же американская компания Robinson Helicopter, в случае установки на свои вертолеты дополнительных систем, должна проводить сертификацию, что эти системы не влияют на остальное оборудование. А если речь пойдет о ГЛОНАСС, то появляется еще и политический момент – иностранцы вряд ли захотят сертифицировать свои летательные аппараты с чужой системой", – считает представитель АОПА-Россия.

Отдельного обсуждения требует и периодически звучащая идея использовать зависимую систему в целях антитеррористической защищенности. Злоумышленник либо будет оборудован всем, чем необходимо, либо отключит систему в необходимый момент – и пропадет с экранов диспетчеров.

В случае с частными пилотами проблема усугубляется тем, что до момента непосредственно инцидента или проверки со стороны ответственных структур, они могут беспрепятственно подниматься в воздух без АЗН-В или каких-либо других систем. Поэтому, как подтвердил журналу RUБЕЖ независимый эксперт в области воздушной безопасности, на данный момент в России для малой авиации нет других надежных альтернатив для предотвращения столкновений, кроме самостоятельного визуального контроля окружающего пространства пилотом.

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2957 s
queries: 166 (0.0210 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.