Основным трендом для транспортной безопасности назвали создание единых системных платформ
Объем рынка "умных" аэропортов к 2020 году увеличится до $13,5 млрд с $9,7 млрд в 2014. Такой прогноз подготовила исследовательская компания MarketsandMarkets. Согласно докладу, среднегодовой рост рынка составит 5,61%.
Основными составными частями этого рынка являются системы безопасности, связи, системы контроля в режиме реального времени за воздушным и наземным трафиками, контроля пассажиров, багажа и грузов, деятельности всего аэропорта и т.д. В качестве главного драйвера рынка эксперты называют фактор глобализации, который влияет на расширение авиационной промышленности.
Растущий спрос на авиаперевозки и увеличение воздушного пассажиропотока напрямую влияют на необходимость трансформации аэропортов в определенных сегментах. Так, если раньше аэропорты рассматривались только как инфраструктурные объекты, то сейчас они позиционируются как поставщики современных услуг с максимальной степенью комфорта для пассажиров.
Концепция "умных" аэропортов заключается в оперативном обмене информацией между всеми заинтересованными участниками системы – это сотрудники аэропортов, администрация воздушных портов, авиакомпании и пассажиры. Концепция разработана для создания единой платформы для совместного принятия необходимых решений.
Директор по развитию группы компании Baumann (Системы безопасности "Кодос") Алексей Морозов в разговоре с корреспондентом журнала RUБЕЖ отметил, что основной тенденцией рынка систем безопасности для аэропортов является процесс их интеграции в единые комплексы. "Все, что раньше было отдельно – системы охраны, пожарные системы, видеонаблюдение – это все объединяется в единые мониторинговые центры, где проводится комплексная обработка данных. Это является определенным трендом на этом рынке. Вторым направлением сегмента я бы назвал развитие видеоаналитики, которая используется для распознавания лиц, подсчета пассажиров и прочего", - считает Алексей Морозов.
По словам собеседника журнала, весь российский рынок систем безопасности для аэропортов развивается на основе двух нормативных документов: "Федеральные авиационные правила» и закон "О транспортной безопасности". "В целом, системы безопасности в аэропортах развиваются так же, как и остальные СБ – они становятся более интегрированными с охраняемым объектом, все больше применяются новые технологии и технические решения. Какого-то принципиального уникального отличия от других сегментов тут нет", - добавил он.
Как считает Алексей Морозов, аэропорты являются одними из первых объектов, в которых наиболее активно стали применять интеллектуальные системы. "Безусловно, и для других направлений стоят такие же задачи по обеспечению безопасности и построению "умных" систем, однако в аэропортах очень высокая концентрация людей, техники. К ним предъявляются высокие требования безопасности, поэтому внедрение подобных технологий в воздушных портах идет самым передовым образом. Особенно это касается интеллектуальных систем видеонаблюдения", - объяснил представитель Baumann.
Одно из главных требований к "умным" системам как для аэропортов, так и других объектов, - они не должны задерживать людей, "так как в подобных местах любые задержки – это очереди, что вызывает огромные проблемы, потому что аэропорты работают строго по секундам". "Вы можете идти, ехать в электричке, ехать в аэропорт, лететь в воздухе, а система уже работает, и в большинстве случаев ее не видно", - добавил Алексей Морозов.
По его мнению, в Москве самой развитой интеллектуальной системой оснащены аэропорты Шереметьево и Домодедово. Сравнить их можно с аэропортами Израиля, где уровень террористической опасности особенно высокий, и, соответственно, требования к безопасности также очень строгие. "В принципе израильские технологии безопасности очень сильно развиваются – это всевозможные интеллектуальные системы, распознавание лиц, инфракрасные системы и многое другое".
Как отмечает Алексей Морозов, в России работа по внедрению и использованию «умных» решений на транспорте идет "методично и планомерно".