Михаил Карпов
Заместитель начальника Отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России
Успешность экспертной оценки проектной документации зависит от понимания основных изменений в нормативных актах и требованиях к обеспечению антитеррористической защищенности объектов ТЭК. В первую очередь это актуально для изменений, внесенных в Положение о составе разделов проектной документации, в Федеральный закон 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», изменениях в части требований транспортной безопасности.
Применимость новых требований
Первое, что нужно учесть при подготовке проектной документации: изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 27.05.2022 № 963 в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, не применяются при подготовке проектной документации, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование утверждено до 1 сентября 2022 года.
Сам объем представляемых проектных решений в части мероприятий и технических решений по антитеррористической защищенности не изменился. И учитывать при проектировании решений антитеррористической защищенности необходимо следующие изменения в составе и содержании проектной документации.
Главные изменения в Положении о составе разделов проектной документации
Теперь пункт 3 Положения явным образом требует совместимости принятых в проектной документации технических и иных решений.
Для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения дополнительно появились:
– раздел 6 «Технологические решения»
– раздел 10 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».
Для строительства линейных объектов или на отдельные этапы строительства линейных объектов:
– раздел 8 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации линейного объекта».
Отдельно в Положении указывается, что разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения в том числе требований антитеррористической защищенности объектов.
Проектные решения п(3)), описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», и ф) схемы, предусмотренные подпунктами «б» — «г», «е» и «з» пункта 6 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства», разрабатываются в Разделе 6 «Технологические решения».
Усиление требований непосредственно по антитеррору
Подпункт т(1)) Раздела 7 «Проект организации строительства», который содержит описание проектных решений и мероприятий по охране объектов в период строительства, реконструкции, капитального ремонта, теперь распространяетсяна реконструкцию и капитальный ремонт.
Это следующие проектные решения:
к) описание мероприятий и обоснование проектных решений, направленных на предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, диких животных – для объектов производственного назначения;
л) описание технических средств и обоснование проектных решений, направленных на обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов, – для зданий, строений, сооружений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых (согласно заданию на проектирование) предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима;
м) схемы расположения технических средств и устройств, предусмотренных проектными решениями, указанными в подпунктах «к» и «л» настоящего пункта, теперь разрабатываются в Разделе 10 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».
Кроме того, раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» теперь явно содержит требования по разработке мероприятий по противодействию терроризму для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности в подпункте б1.
Для линейных объектов Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» содержит: подпункты м(1)) описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», х(1)) схемы, предусмотренные подпунктами «б» — «г», «е» и «з» пункта 6 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства»;
Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» содержит: в) сведения о проектной документации, применяемой при проектировании зданий и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта.
Раздел 5 «Проект организации строительства» содержит: н(1)) описание проектных решений и мероприятий по реализации требований, предусмотренных пунктом 8 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Аспекты транспортной безопасности
Для многих объектов ТЭК, использующих для транспортной логистики железнодорожный или водный транспорт, с 1 марта 2023 года возникла необходимость выполнять требования транспортной безопасности, определенные Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» для участков необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности. Это предписывает подпункт в) пункта 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1442. А в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 341 «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности» данное требование актуально и для зданий, сооружений и помещений, в том числе гидротехнических, для обслуживания транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, на перевозку которых требуется специальное разрешение, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях. К таким грузам повышенной опасности относятся, например, бензины, другие нефтепродукты в соответствии с перечнем.
Также при проектировании объектов ТЭК вызывает вопрос применение требований статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в части объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование (часть 2 статьи 6).
При применении этой нормы необходимо учитывать требования части 4 статьи 6 — особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, от актов незаконного вмешательства могут устанавливаться совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса и в сфере транспорта соответственно.
Зоны безопасности объектов ТЭК
В настоящий момент во исполнение требований Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» правительством Российской Федерации утвержден Перечень отдельных объектов ТЭК, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности с описанием местоположения границ (распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 2631-р) и установлены Правила обеспечения особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности объектов ТЭК, включенных в перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон (постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. № 1809). В этих документах для указанного перечня объектов ТЭК определен механизм реализации защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности.
Предпроектные этапы определяют качество разработки проектной документации
В процессе проведения экспертизы видно, что результат работ зависит от качества технического задания на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК. Наиболее проработанная документация представляется в тех случаях, когда заказчиком был проведен полный цикл предпроектной подготовки и наиболее подробно указаны требования организации на проектирование. В этом случае, как правило, при рассмотрении проектной документации отсутствуют критичные замечания, а те несоответствия, которые выявляются, легко устранимы в короткие сроки в период проведения государственной экспертизы.
Новые вызовы
В аспекте событий 2022 года сфера антитеррористической защиты объектов ТЭК потребовала новых подходов. Теперь необходимо уточнять модель нарушителя. А также – распространять нормативно-правовые акты в области антитеррористической защиты предприятий ТЭК на большее число объектов. Необходимо учитывать легкодоступность новых технических средств для совершения несанкционированных действий, таких как беспилотные летательные аппараты.