/ /

Антитеррористическая защита в ТЭК: новые аспекты проведения экспертизы объектов

Антитеррористическая защита в ТЭК: новые аспекты проведения экспертизы объектов

29 августа 2023, 12:22    1940

Михаил Карпов

Михаил Карпов

Заместитель начальника Отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России

Успешность экспертной оценки проектной документации зависит от понимания основных изменений в нормативных актах и требованиях к обеспечению антитеррористической защищенности объектов ТЭК. В первую очередь это актуально для изменений, внесенных в Положение о составе разделов проектной документации, в Федеральный закон 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», изменениях в части требований транспортной безопасности.

Применимость новых требований

Первое, что нужно учесть при подготовке проектной документации: изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 27.05.2022 № 963 в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, не применяются при подготовке проектной документации, если задание застройщика или технического заказчика на проектирование утверждено до 1 сентября 2022 года.

Сам объем представляемых проектных решений в части мероприятий и технических решений по антитеррористической защищенности не изменился. И учитывать при проектировании решений антитеррористической защищенности необходимо следующие изменения в составе и содержании проектной документации.

Главные изменения в Положении о составе разделов проектной документации

Теперь пункт 3 Положения явным образом требует совместимости принятых в проектной документации технических и иных решений.

Для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения дополнительно появились:

– раздел 6 «Технологические решения»

– раздел 10 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

Для строительства линейных объектов или на отдельные этапы строительства линейных объектов:

– раздел 8 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации линейного объекта».

Отдельно в Положении указывается, что разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения в том числе требований антитеррористической защищенности объектов.

Проектные решения п(3)), описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», и ф) схемы, предусмотренные подпунктами «б» — «г», «е» и «з» пункта 6 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства», разрабатываются в Разделе 6 «Технологические решения».

Усиление требований непосредственно по антитеррору

Подпункт т(1)) Раздела 7 «Проект организации строительства», который содержит описание проектных решений и мероприятий по охране объектов в период строительства, реконструкции, капитального ремонта, теперь распространяетсяна реконструкцию и капитальный ремонт.

Это следующие проектные решения:

к) описание мероприятий и обоснование проектных решений, направленных на предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов, диких животных – для объектов производственного назначения;

л) описание технических средств и обоснование проектных решений, направленных на обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов, – для зданий, строений, сооружений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых (согласно заданию на проектирование) предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима;

м) схемы расположения технических средств и устройств, предусмотренных проектными решениями, указанными в подпунктах «к» и «л» настоящего пункта, теперь разрабатываются в Разделе 10 «Требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства».

Кроме того, раздел 13 «Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» теперь явно содержит требования по разработке мероприятий по противодействию терроризму для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности в подпункте б1.

Для линейных объектов Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» содержит: подпункты м(1)) описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности», х(1)) схемы, предусмотренные подпунктами «б» — «г», «е» и «з» пункта 6 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2418 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства»;

Раздел 4 «Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта» содержит: в) сведения о проектной документации, применяемой при проектировании зданий и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта.

Раздел 5 «Проект организации строительства» содержит: н(1)) описание проектных решений и мероприятий по реализации требований, предусмотренных пунктом 8 требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Аспекты транспортной безопасности

Для многих объектов ТЭК, использующих для транспортной логистики железнодорожный или водный транспорт, с 1 марта 2023 года возникла необходимость выполнять требования транспортной безопасности, определенные Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» для участков необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности. Это предписывает подпункт в) пункта 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1442. А в связи   с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 341 «Об утверждении перечня видов грузов повышенной опасности» данное требование актуально и для зданий, сооружений и помещений, в том числе гидротехнических, для обслуживания транспортных средств внутреннего водного транспорта, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности, на перевозку которых требуется специальное разрешение, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях.   К таким грузам повышенной опасности относятся, например, бензины, другие нефтепродукты в соответствии с перечнем.

Также при проектировании объектов ТЭК вызывает вопрос применение требований статьи 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ  «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» в части объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса и обеспечивающих их функционирование (часть 2 статьи 6).

При применении этой нормы необходимо учитывать требования части 4 статьи 6  — особенности защиты объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в границах объектов топливно-энергетического комплекса, от актов незаконного вмешательства могут устанавливаться совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса и в сфере транспорта соответственно.

Зоны безопасности объектов ТЭК

В настоящий момент во исполнение требований Федерального закона от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» правительством Российской Федерации утвержден Перечень отдельных объектов ТЭК, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности с описанием местоположения границ (распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 2631-р) и установлены Правила обеспечения особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности объектов ТЭК, включенных в перечень отдельных объектов топливно-энергетического комплекса, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с описанием местоположения границ таких зон (постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. № 1809). В этих документах для указанного перечня объектов ТЭК определен механизм реализации защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности.

 Предпроектные этапы определяют качество разработки проектной документации

В процессе проведения экспертизы видно, что результат работ зависит от качества технического задания на проектирование (модернизацию, реконструкцию) инженерно-технических средств охраны объекта ТЭК. Наиболее проработанная документация представляется в тех случаях, когда заказчиком был проведен полный цикл предпроектной подготовки и наиболее подробно указаны требования организации на проектирование. В этом случае, как правило, при рассмотрении проектной документации отсутствуют критичные замечания, а те несоответствия, которые выявляются, легко устранимы в короткие сроки в период проведения государственной экспертизы.

Новые вызовы

В аспекте событий 2022 года сфера антитеррористической защиты объектов ТЭК потребовала новых подходов. Теперь необходимо уточнять модель нарушителя. А также – распространять нормативно-правовые акты в области антитеррористической защиты предприятий ТЭК на большее число объектов. Необходимо учитывать легкодоступность новых технических средств для совершения несанкционированных действий, таких как беспилотные летательные аппараты.

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2592 s
queries: 237 (0.0161 s)
memory: 8 192 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.