В Москве в рамках «Транспортной недели 2025» прошла форсайт-сессия, посвященная новым инструментам контрольной и надзорной деятельности. Руководители ключевых ведомств и отраслевые эксперты анонсировали масштабное внедрение технологий искусственного интеллекта, беспилотников и сложных аналитических систем для повышения безопасности и эффективности на транспорте.
18 ноября на одной из дискуссий «Транспортной недели» – форсайт-сессии «Новые инструменты контрольной (надзорной) деятельности: анализ лучших практик» – обсуждалась стратегия трансформации надзора на транспорте. Мероприятие, собравшее представителей Минтранса, Ространснадзора, Генпрокуратуры, отраслевых ассоциаций и IT-компаний, было посвящено переходу от процессуального контроля к достижению измеримого результата – удовлетворенности граждан.
Цифра на страже порядка: ГИС ЭПД и Интеллектуальные пункты пропуска
Одной из центральных тем стала работа Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Как сообщили спикеры, система электронного резервирования времени на пунктах пропуска, интегрированная в ГИС ЭПД, уже обработала около 400 000 заявок и объединяет 50 000 зарегистрированных транспортных средств.
«Система предусматривает гибкие механизмы настройки для учета специфики регионов и перевозимых грузов, включая порядковую очередь, запись на конкретное время через интернет или терминалы самообслуживания», – отметили в ходе сессии.
К системе уже подключены пункты пропуска от Калининградской области до Забайкальского края. В их числе и МАПП «Верхний Ларс».
Развитием этой экосистемы станут Интеллектуальные пункты пропуска, задача которых – радикально сократить время процедур. В рамках исполнения поручения Президента РФ поставлена задача обеспечить типовое время досмотра грузового транспорта не более 10 минут.
ИИ, дроны и мобильные инспекторы: новый арсенал надзорных органов
На сессии был представлен амбициозный план по внедрению передовых технологий в повседневную практику.
- Искусственный интеллект: Ространснадзор прорабатывает применение компьютерного зрения для анализа данных с камер и БПЛА. Технологии ИИ смогут в автоматическом режиме выявлять повреждения дорожного покрытия и инфраструктуры, несанкционированные примыкания к трассам, нарушения на объектах транспортной безопасности (например, отсутствие сотрудника на посту), дефекты железнодорожных путей и многое другое.
- Беспилотные авиационные системы (БАС): согласно поручению, не менее 10% контрольных мероприятий должны проводиться с применением дронов.
- Мобильное приложение «Инспектор»: внедряется инструмент для проведения осмотров и досмотров с обязательной фото- и видеофиксацией.
Цель – обеспечить проведение не менее 80% таких мероприятий с использованием данного ПО в 2025 году.
Безопасность данных и борьба с «серыми» перевозчиками
Отдельное внимание уделено системам мониторинга. Владимир Колодчиков, управляющий директор дирекции по развитию продуктов мониторинга и интернет вещей АО «ГЛОНАСС» отметил:
- Система контроля пассажирских перевозок (СКПП) на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» призвана искоренить нелегальные перевозки и исключить бумажный документооборот. Доля перевозчиков, нарушающих законодательство, достигает 40-50%. Разработка системы должна быть завершена до конца 2025 года, а после эксперимента в 2026-2027 гг. последуют изменения в нормативных актах.
- Дистанционный контроль выходит на новый уровень. Реализуется пилотный проект по созданию системы аккумуляции данных о всех правонарушениях иностранных перевозчиков, зафиксированных средствами автоматической фиксации.
Качество и надежность: подход RAMS в железнодорожной отрасли
Президент Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) Валентин Гапанович в своем выступлении сделал акцент на качестве продукции как фундаменте безопасности. Он представил методологию RAMS (Надежность, Доступность, Ремонтопригодность и Безопасность), которая является стандартом в железнодорожной отрасли согласно международным нормам ISO 22163 и IEC 62278.
«Внедрение пяти стандартов ОПЖТ на предприятиях ремонтного комплекса, таких как «ЛокоТех» и «Новотранс НВРК», уже позволило снизить количество отказов подвижного состава на 10-14%», – отметил Гапанович.
Рейтинг и обратная связь: стимулы для развития
Были затронуты и вопросы эффективности самих контрольных органов. Как отметил Владимир Тюльков, начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Ространснадзор в 2024 году занял 5-е место в рейтинге надзорных органов (группа 2), набрав 21 балл из 59. За 9 месяцев 2025 года ведомство улучшило свой результат до 44 баллов из 75. Среди ключевых рекомендаций – повышение оперативности рассмотрения обращений, расширение применения мобильного приложения «Инспектор» и улучшение взаимодействия с прокуратурой.
Больше новостей о транспортной безопасности читайте по ссылке.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© RUБЕЖ


