Безопасность должна быть упреждающей: эксперт призвал к созданию распределенных систем мониторинга

Share to Telegram Share to VK
clock 17 ноября 2025, 18:22
Безопасность должна быть упреждающей: эксперт призвал к созданию распределенных систем мониторинга © RUБЕЖ

На прошедшей научно-практической конференции «Формула транспортной безопасности. Закон. Знание. Практика» с докладом выступил Алексей Шабля, технический директор группы компаний «ЮПХ».

В своем выступлении эксперт затронул ключевые проблемы современности: химический, биологический и беспилотный терроризм, а также системные подходы к обеспечению безопасности на объектах транспорта.

От японской секты к современным угрозам

Начиная выступление, Алексей Шабля привел историческую параллель – деятельность японской религиозной секты «Аум Синрикё», которая в 1990-х годах наглядно продемонстрировала, что небольшая группа фанатиков, а не только государственные машины, способна на масштабные акты химического и биологического терроризма. Этот пример подчеркивает актуальность системного подхода к предотвращению подобных угроз.

Пять групп запрещенных предметов и проблема их доставки

Спикер отметил, что с системной точки зрения, как это закреплено в приказе №34 Минтранса России, можно выделить пять основных групп предметов и веществ, запрещенных к проносу на объекты транспорта: холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, а также химические и биологические агенты.

«Однако средства доставки этих угроз на объекты все усложняются, – указал Шабля. – Опасный предмет или вещество может пронести человек, его можно доставить с помощью пилотируемого или беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Наконец, для химических и биологических угроз актуальна доставка естественным путем – например, по ветру».

Ключевой вызов – сертификация средств защиты

Одной из центральных тем выступления стала проблема сертификации технических средств безопасности. Эксперт подчеркнул, что качество любой системы безопасности определяют всего два критерия: вероятность ложного срабатывания и вероятность пропуска реальной угрозы.

«К сожалению, в отношении противодействия БПЛА, а также средств предотвращения химических и биологических атак такой системы обязательной сертификации до сих пор нет, – констатировал Алексей Шабля. – Это приводит к тому, что многие предлагаемые на рынке системы защиты от дронов выглядят так: они на что-то реагируют, но это "что-то" не совпадает с областью реальной угрозы. Они могут сбить птицу, но пропустят дрон-носитель».

Эксперт отметил, что расширение области обязательной сертификации (в частности, по аналогии с успешно зарекомендовавшей себя системой сертификации детекторов взрывчатых веществ) на новые типы угроз является наиважнейшей задачей для повышения уровня безопасности.

Комплексные решения и искусственный интеллект

Алексей Шабля рассказал, что его компания разрабатывает и внедряет комплексные системы, которые позволяют обнаруживать не только взрывчатые вещества (что можно сертифицировать), но и химические угрозы. Для повышения эффективности в новые приборы активно внедряется искусственный интеллект.

«По нашим оценкам, в отношении обнаружения взрывчатых веществ использование AI позволило снизить долю ложных тревог примерно в 40 раз», – привел данные спикер.

Безопасность должна быть упреждающей

Важным тезисом стало утверждение, что безопасности нельзя добиться, защищая только периметр объекта.

«Химические и биологические угрозы, а также атаки с помощью дронов нужно обнаруживать и нейтрализовать заранее, а заранее это можно сделать только за территорией контролируемого объекта», – заявил Шабля.

В связи с этим эксперт призвал руководство транспортной отрасли и органы власти к созданию распределенных систем мониторинга, которые могли бы охватывать целые регионы и страну, обеспечивая проактивное предотвращение рисков.

Вопрос из зала: Насколько сложно внедрить ИИ в существующие системы?

Отвечая на вопрос из зала о возможности модернизации оборудования с помощью AI, Алексей Шабля сообщил, что новые приборы изначально проектируются как совместимые с ИИ. Оборудование предыдущих поколений может быть обновлено программным способом, без его полной замены, что делает процесс внедрения технологий искусственного интеллекта доступным и технически реализуемым.

Больше новостей по транспортной безопасности читайте по ссылке.


Был ли вам полезен данный материал?


Подписывайся на наши каналы в Telegram:

Подпишись на еженедельный дайджест самых интересных новостей по e-mail    
Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ на dzen

Контакты

Адрес: 119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

Первый отраслевой маркетплейс систем безопасности SecumarketПартнёр первого маркетплейса систем безопасности secumarket.ru
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.