Ключевые вопросы технического регулирования в строительной отрасли, включая цифровизацию нормативной базы, применение иностранных стандартов и новые механизмы обоснования безопасности проектов, стали центральными темами заседания Технического комитета (ТК) 465 «Строительство», прошедшего в рамках международного форума «100+ Techno Build». Мероприятие объединило ведущих экспертов, представителей министерств и научного сообщества.
Новая философия технического регулирования
В своем выступлении Владимир Калинкин, Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя, акцентировал внимание на смене парадигмы в области нормативного обеспечения. В соответствии с актуальной редакцией Технического регламента, проектировщик и заказчик получили право самостоятельно выбирать способ обоснования безопасности проектных решений.
Право выбора документа для использования при проектировании и строительстве принадлежит исключительно заказчику и проектировщикам. Этот выбор сегодня не является предметом экспертизы.
— подчеркнул Калинкин.
Теперь наряду с национальными стандартами и сводами правил легально применение расчетных методов, результатов испытаний, моделирования, а также стандартов организаций и иностранных стандартов (после их одобрения профильным ТК и включения в Федеральный информационный фонд).
«Обоснование безопасности» как инструмент для уникальных объектов
Особое внимание было уделено новому инструменту — «Обоснованию безопасности» (ОБ), регламентированному Постановлением Правительства № 700. Этот механизм предназначен в первую очередь для уникальных, промышленных и особо опасных объектов, где типовые решения неприменимы.
Было отмечено, что, хотя эксперт не должен «погружаться» в суть расчетов, он обязан проверять полноту освещения всех видов безопасности в отчете. Уже есть успешный опыт: 28 проектов с применением ОБ успешно прошли федеральную экспертизу.
Цифровизация и «машиночитаемые» стандарты
Одним из стратегических направлений работы Минстроя является создание «машиночитаемых» требований. Реестр требований постепенно превращается в структурированную цифровую базу, что в перспективе позволит автоматизировать проверку проектов. Однако, по словам Владимира Калинкина, несмотря на развитие ИИ, окончательное решение по безопасности пока остается за человеком.
Механизм «двух норм»: ускоренная актуализация правил
Виктор Коваленко, руководитель Департамента разработки технических норм и оценки качества и безопасности объектов строительства ЗАО Неон, представил доклад о практическом применении механизма «двух Норм», который позволяет ускорить актуализацию сводов правил на основе успешно реализованных специальных технических условий (СТУ).
Это не просто механизм, а реальный рабочий инструмент, который позволил оптимизировать требования, исключить избыточные нормы и сблизить позиции технических комитетов и экспертизы.
— заявил Виктор Коваленко. На примере Москвы было проанализировано более 200 норм, по 146 из них направлены предложения по изменению.
Научно-технологическое сопровождение и взгляд в будущее
Илья Потапов, исполнительный директор Российской академии транспорта, заместитель председателя ПК 11, выступил с инициативой развития не просто научно-технического, а научно-технологического сопровождения (НТС) проектов. Такой подход, по его словам, должен охватывать весь жизненный цикл объекта — от концепции до эксплуатации — с использованием цифровых двойников и анализа больших данных.
В качестве успешного кейса он привел проект ВСМ Москва — Казань, где работа экспертов позволила обосновать снижение массы конструкций на 15%, что дало экономический эффект в 6 млрд рублей.
Иностранные стандарты и доступ к результатам НИР
В ходе дискуссии участники подняли два проблемных вопроса:
- Включение иностранных стандартов. Участники призвали к взвешенному подходу, отмечая, что прямого аналога российской системе нормативов нет, а слепое копирование может создать конфликт с требованиями надзорных органов.
- Доступ к результатам НИР. Эксперты пожаловались на трудности с доступом к результатам научно-исследовательских работ, финансируемых государством, что тормозит процесс актуализации норм. Минстрой пообещал проработать этот вопрос, найдя баланс между защитой интеллектуальной собственности и необходимостью открытости для профессионального сообщества.
Заседание ТК 465 подтвердило курс на создание более гибкой, технологичной и открытой системы технического регулирования, которая ориентирована на внедрение инноваций при безусловном обеспечении безопасности.
Ранее RUБЕЖ сообщал о дискуссии в рамках международной конференции, посвящённой вопросам технического регулирования строительной отрасли. Мероприятие состоялось в рамках форума 100+Techno Build.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© RUБЕЖ


