В Совете Федерации назвали основные барьеры для импортозамещения на ключевых объектах транспорта



3 июля в Совете Федерации прошло совещание на тему «Обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры стратегических объектов транспортного комплекса Российской Федерации». Участниками мероприятия стали представители Минтранса, Росавиации, Росморречфлота, Минпромторга, Ространснадзора.
Темами для обсуждения стали:
- Идентификация БВС (в контексте Перечня поручений Президента РФ № 589 от 28.01.2025 г.). Законодательное разграничение функций опознавания ВС (в целях управления воздушным движением), идентификации БВС (в целях цифрового полетно-информационного обслуживания) и верификации угроз (для защиты неба).
- Построение суверенной системы связи и позиционирования БВС. Нормативные барьеры.
- Открытие неба в регионах. Проблематика. Разработка нормативно-методических рекомендаций по защите территорий и объектов критически важной инфраструктуры.
Барьер для импортозамещения на объектах транспортной инфраструктуры
На мероприятии также была рассмотрена проблема импортозамещения на объектах транспортной инфраструктуры. Данный вопрос озвучили представители АНО «Консорциум производителей охранных, пожарных и СКУД систем безопасности» (АНО «Консорциум ПОПСБ») - Михаил Динеев, директор по развитию, и Сергей Камышанский, Вице-Президент НПХ «ГК «РУБЕЖ».
Эксперты отраслевого сообщества обратил внимание на то, что ряд строительных компаний усиленно лоббируют применение на объектах критической и социальной инфраструктур применение иностранных брендов «Siemens» (Германия), «Bosch» (Германия) и др.
Примером стали закупки, которые провели, в частности, крупнейшие воздушные гавани России:
- АО «Международный аэропорт Шереметьево» - поставка запасных частей для системы пожарной сигнализации Simplex (США) на сумму 20 млн. рублей (2024 год).
- АО «Международный аэропорт Шереметьево» - поставка запасных частей для системы пожарной сигнализации Siemens (Германия) на сумму 3,7 млн. рублей. (2024 год).
- АО «Международный аэропорт «Внуково» -монтаж аспирационных извещателей TITANUS (WAGNER, Германия) на сумму 3,56 млн рублей (2025 год).
Риски использования оборудования иностранных производителей
Эксперты перечислили основные проблемы, с которыми могут столкнуться субъекты транспортной инфраструктуры, если они продолжат закупать решения зарубежных производителей:
- Отсутствие официальной технической, сервисной, гарантийной поддержки;
- Поставки «серого» оборудования на объекты носят разовый характер. Интегратор, инициировавший такую поставку, не обеспечивает замены оборудования на объектах при дальнейшей его эксплуатации;
- Покупка по схемам «параллельного импорта» системы противопожарной защиты, в частности, извещатели дыма/пламени невозможно заменить на оборудование отечественных поставщиков, так как протоколы подключения к линии у иностранных систем несовместимы с российским оборудованием;
- Для обеспечения работоспособности таких устройств, заказчики и эксплуатирующие организации вынуждены прибегать к сомнительным методам – вплоть до компьютерного взлома методом хакинга.
- Требования ГОСТ РФ отличается от технических решений иностранных систем.
- Теоретическая возможность удалённого хакерского подключения (через преодоления уровней защиты) и устройства т.н. «управляемого хаоса»
Пробелы законодательства
С 1 января 2025 года введен запрет на применение иностранного ПО на объектах критической информационной инфраструктуры. Данное требование утверждено Указом Президента РФ № 166 от 30.03.2022г. Однако существуют и неурегулированный законодательством момент – действие данного нормативного акте не распространяется на организации с муниципальным участием. А большинство российских метрополитенов – муниципальные предприятия.
Чем грозит замена оборудования из «дружественных стран»
После ухода с российского рынка вендоров из Европы, США, российские заказчики нарастили долю в закупках решений поставщиков из «дружественных стран». Однако и в данном случае существуют риски.
- Перераспределение прибыли – не в пользу отечественных производителей;
- Дефицит средств и сокращение инвестиций в основной капитал, модернизацию производства, новые технологичные разработки;
- Снижение объёмов производства;
- Сокращение персонала;
- Уменьшение налоговых выплат в бюджет РФ (потери оцениваются в миллиарды рублей ежегодно);
- Банкротство российских производителей
Сертификация как инструмент защиты национального рынка
Представили АНО «КПОПСБ» акцентировали внимание, что различные страны применяют целый спектр инструментов для защиты собственного рынка. В первую очередь это сертификация продукции в соответствии с требованиями национального законодательства.
Вот лишь несколько примеров:
- США: сертификация UL и Buy American Act
Все системы (пожарной) безопасности должны соответствовать стандартам UL/ULC, которые учитывают специфику американской инфраструктуры
- ЕС: директивы CPR и CE-маркировка
Европейский регламент *CPR (Construction Products Regulation)* требует, чтобы (пожарные) системы проходили испытания в аккредитованных лабораториях ЕС
- Китай: система сертификации CCC и скрытые барьеры
Обязательная сертификация CCC (China Compulsory Certificate) оборудования для применения на территории Китая включает в себя требования к использованию компонентов местного производства.
Как ускорить переход на решения российских производителей
АНО «КПОПСБ» предложили внести изменения в законодательство.
В первую очередь необходимо расширить действия Указа №166 на организации с муниципальным участием;
- Запрет применения иностранного оборудования на объектах КИИ;
- Согласование проектных решений с профильными экспертами;
- Провести аудит текущих систем безопасности на совместимость с российскими решениями.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен