Вопрос риска трансфера механизма определения российскости телеком-оборудования был рассмотрен на заседании комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности на тему «Актуальные вопросы обеспечения технологического суверенитета в сфере электронной и радиоэлектронной промышленности». Заседание прошло в рамках форума «Армия 2023». Модератором выступил Сергей Сахненко, председатель Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности, член Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», генеральный директор АО «ОПК».
С докладом «О риске трансфера механизма определения российскости телеком-оборудования из ПП № 878 (Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») в ПП № 719 (Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации») выступила Гульнара Хасьянова, генеральный директор АНО «ТТ».
По мнению спикера, сама система регулирования Минпромторга – многоступенчатая система, при которой ряд Постановлений Правительства были приняты для того, чтобы заработала цепочка «разработчик-потребитель». Она позволяла создавать электронную компонентную базу для потребления и под конкретные проекты.
109 ПП (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2016 г. N 109 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры») 1619 ПП (Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 г. N 1619 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским компаниям на финансовое обеспечение части затрат, связанных с внедрением российской продукции радиоэлектронной промышленности»), регулировали рынок. Это позволяло потребителю формировать технические характеристики оборудования на несколько лет вперед, получать субсидии для компенсации разницы его стоимости. Постепенно сложилась система «Заказчик-производитель оборудования-производитель компонентной базы». Внутри этой системы присутствовало 2 элемента: реестр отечественной радиоэлектронной промышленности и механизм сквозных проектов.
После принятия Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 N 1252 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание электронной компонентной базы и модулей» стали разрабатываться НИОКРы на разработку ЭКБ. С запуском механизма, утвержденного Постановлением Правительства №109, ряд разработчиков телеком-оборудования получили господдержку и взяли на себя обязательства перед государством на создание определенных решений. Сформированы 6 проектов, которые одобрены, но средства на них пока не получены.
Получается, что система, которая была задекларирована, и под которую участники рынка взяли на себя обязательства, фактически развалилась. Постановление Правительства № 1619 фактически не работает. Производители телеком-оборудования, которые взяли на себя обязательства по выполнению ряда проектов, опасаются проблем с ценообразованием. Если последует отмена сквозных проектов, на рынке российские производители не смогут конкурировать с китайскими. То есть те компании, которые вложились в разработку, локализацию, будут иметь худшие финансовые показатели, чем конкуренты.
- констатировала Гульнара Хасьянова.
По мнению участника экспертного заседания, трансфер выгоден и удобен, прежде всего, для сборщиков-дистрибьютеров иностранных вендоров. Понижение экспертизы помогает снизить уровень требований к оборудованию в реестре, что позволяет обойтись крупноузловой сборкой модулей, т.е. без реальной локализации технологий. Получение статуса ТОРП станет эффективным инструментом недобросовестной конкуренции для иностранных вендоров.
В результате госзаказчик будет переплачивать за локализованное оборудование. Появится слой интеграторов, которые превратятся в производителей.
Технологический суверенитет для связи – это умение управлять своим оборудованием. Важно, чтобы был сохранен уровень экспертизы, чтобы проект осуществлялся не только на основе чек-листа Торгово-промышленной палаты России, нельзя снижать уровень требований к разработке, иначе мы потеряем управляемость электросвязью. Если не будет контролироваться разработка, то есть кто на самом деле изготавливает комплектующие, то можем прийти к тому, что заказчик будет переплачивать за локализованное оборудование. Система регулирования должна быть сбалансирована.
- отметила Гульнара Хасьянова.
В докладе эксперт перечислила основные негативные последствия трансфера механизма определения российскости телеком-оборудования из ПП № 878 в ПП № 719:
- возвращение уровня разработок и производства отечественного ТКО на десятилетия назад;
- формальная экспертиза ТПП,
- отсутствие госконтроля,
- документальная имитация локализации достаточна для вхождения в реестр иностранного ТКО,
- государство предоставляет преференции на рынке псевдолокализованному иностранному ТКО,
- государственные потребители переплачивают поставщику за иностранное ТКО,
- допуск на регулируемый рынок иностранного ТКО с преференцией, недобросовестная ценовая конкуренция.
- Система невостребованности российского ТКО, невыполнение производителями условий соглашений по субсидиям в рамках ПП №109, обнуление частных и государственных инвестиций в разработку ТКО.
По мнению Гульнары Хасьяновой, необходимо сохранить существующий уровень экспертизы и государственного (отраслевого) контроля за качеством, уровнем требований к ТКО для признания его российским.
Подписывайтесь и читайте актуальные новости в социальных сетях журнала RUБЕЖ:
Телеграм-каналы:
Журнал RUБЕЖ безопасность online
RUБЕЖ. Пожарная безопасность
Транспортная безопасность 969