/ /

Изменение механизма определения российскости телеком-оборудования может привести к его псевдолокализации

Изменение механизма определения российскости телеком-оборудования может привести к его псевдолокализации

15 августа 2023, 19:20    3094

Вопрос риска трансфера механизма определения российскости телеком-оборудования был рассмотрен на заседании комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности на тему «Актуальные вопросы обеспечения технологического суверенитета в сфере электронной и радиоэлектронной промышленности».  Заседание прошло в рамках форума «Армия 2023». Модератором выступил Сергей Сахненко, председатель Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности, член Бюро Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», генеральный директор АО «ОПК».

С докладом «О риске трансфера механизма определения российскости телеком-оборудования из ПП № 878 (Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») в ПП № 719 (Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации») выступила Гульнара Хасьянова, генеральный директор АНО «ТТ».

По мнению спикера, сама система регулирования Минпромторга – многоступенчатая система, при которой ряд Постановлений Правительства были приняты для того, чтобы заработала цепочка «разработчик-потребитель». Она позволяла создавать электронную компонентную базу для потребления и под конкретные проекты.

109 ПП (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2016 г. N 109 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры») 1619 ПП (Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2021 г. N 1619 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским компаниям на финансовое обеспечение части затрат, связанных с внедрением российской продукции радиоэлектронной промышленности»), регулировали рынок. Это позволяло потребителю формировать технические характеристики оборудования на несколько лет вперед, получать субсидии для компенсации разницы его стоимости. Постепенно сложилась система «Заказчик-производитель оборудования-производитель компонентной базы». Внутри этой системы присутствовало 2 элемента: реестр отечественной радиоэлектронной промышленности и механизм сквозных проектов.

После принятия Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 N 1252 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание электронной компонентной базы и модулей» стали разрабатываться НИОКРы на разработку ЭКБ. С запуском механизма, утвержденного Постановлением Правительства №109, ряд разработчиков телеком-оборудования получили господдержку и взяли на себя обязательства перед государством на создание определенных решений. Сформированы 6 проектов, которые одобрены, но средства на них пока не получены.

Получается, что система, которая была задекларирована, и под которую участники рынка взяли на себя обязательства, фактически развалилась. Постановление Правительства № 1619 фактически не работает. Производители телеком-оборудования, которые взяли на себя обязательства по выполнению ряда проектов, опасаются проблем с ценообразованием. Если последует отмена сквозных проектов, на рынке российские производители не смогут конкурировать с китайскими. То есть те компании, которые вложились в разработку, локализацию, будут иметь худшие финансовые показатели, чем конкуренты.

- констатировала Гульнара Хасьянова.  

По мнению участника экспертного заседания, трансфер выгоден и удобен, прежде всего, для сборщиков-дистрибьютеров иностранных вендоров. Понижение экспертизы помогает снизить уровень требований к оборудованию в реестре, что позволяет обойтись крупноузловой сборкой модулей, т.е. без реальной локализации технологий.  Получение статуса ТОРП станет эффективным инструментом недобросовестной конкуренции для иностранных вендоров.   

В результате госзаказчик будет переплачивать за локализованное оборудование. Появится слой интеграторов, которые превратятся в производителей.

Технологический суверенитет для связи – это умение управлять своим оборудованием. Важно, чтобы был сохранен уровень экспертизы, чтобы проект осуществлялся не только на основе чек-листа Торгово-промышленной палаты России, нельзя снижать уровень требований к разработке, иначе мы потеряем управляемость электросвязью. Если не будет контролироваться разработка, то есть кто на самом деле изготавливает комплектующие, то можем прийти к тому, что заказчик будет переплачивать за локализованное оборудование. Система регулирования должна быть сбалансирована.

- отметила Гульнара Хасьянова.

В докладе эксперт перечислила основные негативные последствия трансфера  механизма определения российскости телеком-оборудования из ПП № 878 в ПП № 719:

  • возвращение уровня разработок и производства отечественного ТКО на десятилетия назад;
  • формальная экспертиза ТПП,
  • отсутствие госконтроля,
  • документальная имитация локализации достаточна для вхождения в реестр иностранного ТКО,
  • государство предоставляет преференции на рынке псевдолокализованному иностранному ТКО,
  • государственные потребители переплачивают поставщику за иностранное ТКО,
  • допуск на регулируемый рынок иностранного ТКО с преференцией, недобросовестная ценовая конкуренция.
  • Система невостребованности российского ТКО, невыполнение производителями условий соглашений по субсидиям в рамках ПП №109, обнуление частных и государственных инвестиций в разработку ТКО.  

По мнению Гульнары Хасьяновой, необходимо  сохранить существующий уровень экспертизы и государственного (отраслевого) контроля за качеством, уровнем требований к ТКО для признания его российским.

Подписывайтесь и читайте актуальные новости в социальных сетях журнала RUБЕЖ:

Телеграм-каналы:

Журнал RUБЕЖ безопасность online

https://t.me/rubezh_magazine

RUБЕЖ. Пожарная безопасность

https://t.me/rubezh_pozhbez

Транспортная безопасность 969

https://t.me/transport_security

RUБЕЖ TV

 Журнал RUБЕЖ  Пожарная безопасность  Транспортная безопасность

Yandex.Дзен

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен

Яндекс.Директ

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.8923 s
queries: 258 (0.5479 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.