На площадках ХХVI Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2022» эксперты ВНИИ ГОЧС представили перспективные технические разработки. Одна из таких разработок уже взята на вооружение в МЧС России – универсальное плавающее пожарно-спасательное транспортное средство на гусеничном ходу (ПТС-ПС) «ТРИТОН», сообщает сайт ВНИИ ГОЧС.
Еще один проект аварийно-спасательной техники, но пока разработанный в чертежах, был представлен ВНИИ ГОЧС участникам научно-практической конференции «Новые технологии оборонно-промышленного комплекса в тушении лесных пожаров». Робототехнический комплекс «Дорожник» будет способен выполнять более 10 задач. Полное название разработки – инженерно-технический многофункциональный спасательный комплекс для ведения аварийно-спасательных работ в условиях ЧС.
Актуальность работы в том, что в настоящее время в системе МЧС России находятся на снабжении образцы инженерной техники, которые были разработаны и произведены более 20 лет назад. Они не в полной мере обеспечивают необходимую эффективность работ.
Запуск произодвства комплекса возможно на базе современного колесного тракторного шасси (трактор «Кировец К-525»), в котором полностью отечественные комплектующие. Одна из важнейших задач комплекса – тушение природных пожаров. В комплекте предусматривается 18-ти тонная автоцистерна, мотопомпа, насосный комплекс, а также плуг для создания минерализованных полос при распространении лесных пожаров.
Планируется, что кроме тушения пожаров робототехнический комплекс будет проводить мониторинг и обследование аварийных зон средствами визуального и радиационно-химического контроля. Он сможет определять места нахождения поврежденных объектов и состояние технологического оборудования в зоне аварии.
Еще одна функция комплекса – проведение погрузочно-разгрузочных и транспортных работы по доставке технических средств и материалов в аварийную зону.
«Дорожник» также предназначен для расчистки завалов и разборки аварийных конструкций, сбора и транспортировки опасных объектов в район их утилизации.
Кроме того, комплекс способен выполнять работы по монтажу и демонтажу оборудования, нанесению и удалению покрытий, бандажированию течей на трубопроводах и технологических емкостях, контейнирование радиоактивных и взрывоопасных материалов, установка опор и домкратов, сварка и резка металлоконструкций, сверление, бурение, разборка строительных конструкций, вскрытие дверей и люков.
Также «Дорожник» сможет участвовать в проведении дезактивации местности, строений и оборудования, сборе и удалению высокотоксичных жидких и твердых веществ и материалов с грунта и строений. Комплекс будет привлекаться для поиска людей в зоне чрезвычайной ситуации и их эвакуации.
Многофункциональность машины предполагает и особую комплексную защиту экипажа. Для этого впервые предлагается сделать съемный комплект брони для кабины и обеспечить специальную защиту ее днища на основе современных материалов (кевлар).
По задумке разработчиков, кабину от огня и нагревания при тушении лесных пожаров будет спасать орошение водой.
«Главное, что позволит эта разработка — повысить техническую оснащенность подразделений МЧС России и эффективность работы спасателей. Это значит, что благодаря своевременной высокотехнологичной помощи спасатели смогут эффективнее решать задачи по реагированию на всевозможные ЧС, в том числе в условиях химического и радиационного загрязнения, и спасению людей», — комментирует цель создания отечественного многофункционального роботизированного комплекса заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков.
В условиях ЧС очень многое зависит от времени прибытия помощи. «Дорожник» можно будет доставлять в зону ЧС любым транспортом, в том числе и грузовым самолетом, и вертолетом на специальной внешней подвеске.
При этом «Дорожник» будет полностью соответствовать своему названию – он сможет бегать по всем дорогам: и городским, и проселочным.
Комплекс оснащен усиленным многофункциональным бульдозерным отвалом с элементами роботизации, способным определять толщину срезаемого грунта и непреодолимые препятствия. Также планируется, что в машине будет многофункциональный роботизированный манипулятор с комплектом сменного оборудования (экскаваторный ковш, гидробур, гидромолот, бетонолом, захват, фреза, люлька). Роботизация манипулятора позволит автоматизировать смену рабочих частей, а также дистанционно управлять комплексом.
Фото - сайт ВНИИ ГОЧС