Ассоциация «Транспортная безопасность» направит в Минтранс России предложения по совершенствованию постановления Правительства №969 от 26 сентября 2016 года «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Об этом журналу RUБЕЖ заявил член Ассоциации, заместитель генерального директора по развитию АО "НПЦ "АСПЕКТ" Владислав Волков. Такое решение принято на Общем собрании Ассоциации «Транспортная безопасность», которое прошло 3 марта. Мероприятие было посвящено подведению итогов за 2021 год.
– Действующая редакция постановления Правительства РФ №969 в понимании экспертного сообщества является узкоограниченной, – заявил заместитель генерального директора по развитию АО "НПЦ "АСПЕКТ" Владислав Волков. – Ассоциация «Транспортная безопасность» от лица своих членов уже направляла в федеральные органы власти предложения об изменении этого нормативно-правового акта. Ни одно из них принято не было. Но мы никогда не выступали за отмену этого постановления.
Владислав Волков отметил, что полная отмена документа приведет к неконтролируемым поставкам технических средств досмотра на объекты транспортной инфраструктуры. Так, выбор оборудования может быть продиктован только с точки зрения минимальной цены. Функциональные свойства оборудования при этом не будут ключевым фактором.
По словам эксперта, требование к оборудованию в рамках постановления Правительства РФ №969 не охватывает полный перечень запрещенных предметов и веществ, указанных в приказе Минтранса № 227. Документом установлены правила проведения досмотра и указана конкретизация того, что надо контролировать. В частности, по оборудованию радиационного контроля в рамках приказа Минтранса №227 указаны источники альфа, бета, гамма-излучения нейтронные излучения. При этом при сертификации данного оборудования проверяется только один тип этих источников: гамма.
– Поэтому говорить о том, что прибор, имеющий сертификат, может соответствовать всем требованиям приказа Минтранса №227, не приходится. Поскольку лаборатория проверку не проводила, так как не может этого сделать ввиду отсутствия контрольных источников, – пояснил Владислав Волков. – Ассоциация планирует направить предложения Минтрансу России по внесению изменений в постановление Правительства №969, которые позволят отрасли транспортной безопасности работать в нынешних непростых условиях.
В качестве одного из вариантов по совершенствованию этого документа Владислав Волков предложил требования ФСБ России, которые были сформированы в 2013 году в рамках реализации Комплексной программы безопасности населения на транспорте. Эти требования включают в себя практически все приборы досмотра, которые поставлялись на тот момент. Исключением стали детекторы запрещенных биологических элементов, вопрос сертификации этого оборудования не решен до сих пор.
– Те требования были детализированными и давали более детальную конкретизацию непосредственно по типу оборудования и задавали определенную планку, которой должна соответствовать техника, заявленная на проверку, – сообщил Владислав Волков.
Затрагивая вопросы импортозамещения, Владислав Волков в частности отметил, что технологии, которыми сейчас располагает РФ в части микроэлектроники, не позволяют пока свидетельствовать о технологическом суверенитете.
– Ни один поставляемый прибор в РФ, даже если у него есть сертификат происхождения, что он произведен в нашей стране, де-факто не является изготовленным на 100% из отечественных элементов, – сообщил Владислав Волков. – Опыт работы по российским процессорам, например, «Байкал», «Эльбрус» показывает слабый уровень подготовленности данных технических решений при внедрении. Медленная скорость работы, отсутствие драйверов у российских продуктов заставляет нас обращаться к более современным техническим решениям. Но новые реалии безусловно заставят искать что-то на территории РФ. Мы надеемся, что наше правительство сможет в краткосрочной перспективе реализовать меры по поддержке производств микроэлектроники.