На полях «Транспортной недели» состоялась отраслевая конференция Ространснадзора «Умный» государственный контроль. Фокус на устранение рисков». Участниками мероприятия стали заместитель министра транспорта Александр Суханов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин, заместитель генерального директора − начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин и другие.
Обсуждался проект плана контрольных мероприятий Ространснадзора, а также были рассмотрены программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2022 год.
«Организация бесперебойной и стабильной работы транспортного комплекса – одна из важнейших составляющих национальной безопасности и неотъемлемая часть социально-экономической деятельности государства. Для бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса в условиях его стремительного развития реализуются мероприятия по контролю и надзору за соблюдением положений законодательства в сфере транспорта, − сказал Александр Суханов. − С учетом обширной и протяженной территории нашей страны осуществление данной работы невозможно без применения инновационных методов. Новый подход к формированию современной регулярной классификации рисков на транспорте будет способствовать обеспечению оптимального уровня выполнения функций федерального государственного контроля-надзора»
Ространснадзор представил новую концепцию разработки своевременной и регулярной классификации рисков, с точки зрения оценки вероятности их возникновения в той или иной области по видам транспорта в разрезе субъектов РФ. Такая работа, осуществляемая на регулярной основе, позволит Ространснадзору использовать меры профилактики в полном спектре для недопущения наступления риска и предотвращения возможных последствий таких рисков.
Ространснадзором за 9 месяцев проведено более 32 тысяч контрольных мероприятий, 20 тысяч из них − пост-лицензионны, связанные с проверками соответствия по выданным лицензиям на перевозки пассажиров автомобильным транспортом или автобусами. За прошедший период проведено 2082 плановые проверки, и 9120 − внеплановых.
Хотел бы сказать, что ожидания по текущему году это параметры прошлого пандемийного года. Еще в 2015 году Ространснадзор проводил 70 тысяч проверок, из них более 40 тысяч плановых и более 30 тысяч внеплановых,
− отметил Виктор Басаргин.
Инспекторами Ространснадзора по итогам 9 месяцев текущего года выдано более 22 тысяч предостережений. Это в два раза больше, чем за аналогичный период 2019 и 2020 годов.
Комплекс профилактических мероприятий, проводимых Ространснадзором, привел к снижению количества нарушений, выявляемых при проведении плановых и внеплановых проверок. По результатам проведенных проверок было выявлено более 54 тысяч нарушений законодательства, что составляет 1,7 на одну проверку. Для сравнения за аналогичный период 2020 года было выявлено 3,4 на одну проверку, а в 2019 году − 2,5.
Это заслуга не только Ространснадзора, это и отношение бизнеса. Хотел бы отметить, мы ждем, что это все-таки не какая-то случайность, что снижается количество нарушений, что это тенденция. И мы бы хотели, чтобы эта тенденция сохранялась и на все последующие годы,
− подчеркнул глава Ространснадзора.
Один из основных показателей, которые характеризуют безопасность транспортной отрасли − это аварийность. Всего на транспорте по контролируемым Ространснадзором объектам за 9 месяцев 2021 года произошло 1890 происшествий, что на 5 % меньше по сравнению с прошлым годом и на 32 % меньше, чем в 2019 году. Динамика снижения аварийности в течение последних трех лет обусловлена прежде всего повышением эффективности контрольной деятельности, ростом ответственности бизнеса и хозяйствующих субъектов. В этих происшествиях погибло 163 человека, пострадало почти 3000 человек. Основными причинами происшествий являются: человеческий фактор, в том числе непрофессионализм, подготовка персонала; техническое состояние транспортных средств, в том числе изменение типовой инструкции, не одобренные уполномоченными органами; нарушение режима труда и отдыха; состояние транспортной инфраструктуры.
Мы работаем по техническому состоянию транспортных средств, по состоянию транспортной инфраструктуры, приводим к нормативам, либо улучшаем техническое содержание, эксплуатационные характеристики. Но сразу хотел бы отметить, что с учетом удельного веса человеческого фактора динамика сокращения очень низкая. Даже если мы полностью решим все вопросы, связанные с техническим состоянием, нормативным состоянием инфраструктуры, общий объем рисков снизится всего на 20%. Немногие компании сегодня работают по снижению фактора человеческого влияния, но все, что касается беспилотников – это первая задача, которая может решить проблему влияния человеческого фактора. И вторая − есть определённые программы, которые работают на снижение стрессовых ситуаций и отслеживание состояния здоровья того, кто управляет транспортным средством. Только эти вещи могут серьезно повлиять на аварийность по этим факторам,
− отметил Виктор Басаргин.
Фото - сайт Минтранса РФ