20 февраля 2020 года прошел Всероссийский отраслевой автотранспортный Форум «Особенности развития цифровых технологий при организации пассажирских перевозок», организованный Общественным советом АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности».
Данный форум будет проводиться регулярно несколько раз в год. Темами для обсуждения станут болевые точки отрасли. Мероприятие состоялось при поддержке Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы.
Заседания Всероссийского отраслевого автотранспортного Форума «Особенности развития цифровых технологий при организации пассажирских перевозок» вел и модерировал заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству, председатель Общественного совета АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» - Александр Старовойтов.
Зампред комитета нижней палаты российского парламента выступил с докладом, в котором очертил основной круг проблем, связанных с внедрением цифровых технологий в сфере пассажирских перевозок. Способность быстро адаптироваться к изменениям мировых рынков, и поддержка конкурентоспособности на высоком уровне - станут двумя важнейшими условиями эффективного и устойчивого развития отрасли. Александр Старовойтов подчеркнул, что Форум будет способствовать развитию передовых транспортных, информационных, цифровых и логистических технологий, обмену мнениями по совершенствованию пассажирских перевозок России, предоставлению потребителям высококачественных транспортных услуг, и станет со временем авторитетнейшим мероприятием для участников рынка пассажирских перевозок, на котором будут вырабатываться меры по эффективному решению проблем развития отрасли.
По мнению спикера, основными цифровыми технологиями, задействованными в междугородних пассажирских перевозках, являются:
- диспетчеризация маршрутов и рейсов автоматизированное управление ОТИ
- передача данных о пассажирах и ТС
- оплата проезда и багажа.
Для более эффективного использования цифровых технологий целесообразно внести ряд корректировок и дополнений в действующую нормативную правовую базу.
Помимо всего прочего отрасль считает необходимым провести дополнительную работу по выпуску новых подзаконных нормативных правовых актов.
Среди них, в частности, называют:
- Законопроект № 674420 -7 О внесении изменений в статью 34 Федерального закона (№220-ФЗ) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (О введении обязательного перечня услуг, предоставляемых автовокзалом (автостанцией)).
Целью законопроекта является совершенствование действующей системы расчетов платы за услуги объекта транспортной инфраструктуры (автовокзала, автостанции), связанные с перевозками пассажиров автобусами.
Предметом законопроекта является наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, полномочиями по определению: перечня платных услуг, которые в обязательном порядке должны оказываться пассажирам и перевозчикам в зданиях и на территориях объекта транспортной инфраструктуры за счет юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включены данные объекта транспортной инфраструктуры (далее - перечень обязательных платных услуг); перечня тарифов и сборов на обязательные платные услуги; правил формирования указанных тарифов и сборов.
Среди прочего, внесшим на рассмотрение ГД документ Правительством РФ отмечается, что «в настоящее время основным источником доходов для большинства объектов транспортной инфраструктуры являются агентские услуги по продаже билетов. И такой подход к расчетам между объектами транспортной инфраструктуры и организациями-перевозчиками приводит сегодня к ряду проблем».
На данный момент законопроект готовится ко 2-му чтению. Также часто речь заходит о таких документах как:
- Проект приказа Минтранса РФ «Об утверждении состава обязательных платных услуг на автовокзалах (автостанциях)»
- Проект Постановления Правительства РФ «Требования к автоматизированным информационным системам оформления автобусных перевозок, к базам данных, входящих в их состав, к информационно-телекоммуникационным сетям, обеспечивающих работу указанных автоматизированных информационных систем, к ее операторам, а также меры по защите информации, содержащейся в них, и порядок функционирования»
- Проект приказа Минтранса РФ «Об утверждении состава и порядка предоставления владельцу автовокзала (автостанции) сведений об оформленных билетах»
- Внесение поправок в 112-ПП РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
По мнению Александра Старовойтова, главная задача участников рынка пассажирских перевозок - определить проблемные моменты, выделить среди них задачи первостепенной важности.
И по итогам форума данная работа будет продолжена на площадке ГД уже в более узком составе, для того чтобы вести более предметную проработку материала.
Итогом мероприятия должна стать не стандартная, набившая всем оскомину резолюция, направляемая в очередной раз в ФОИВы, где она будет либо не будет учтена.
Вместе с АНО «Агентство по развитию транспорта и безопасности» представители отрасли избрали для себя новый формат, включающий следующую последовательность действий:
- Определение общей повестки на большом мероприятии (как сегодня)
- Выделение из общей повестки нескольких проблемных блоков
- Дальнейшая их отработка на площадке Комитета ГД по транспорту и строительству с участием заинтересованных представителей экспертного сообщества.
Как отметил зампред комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству, что организаторы форума находятся в поиске тех отраслевых экспертов, которые способны вести конструктивный диалог, вносить конкретные выверенные предложения по изменению законодательства, а не заниматься исключительно – критикой (критикуешь – предлагай).
У нас есть понимание, что таких экспертов – единицы. Но именно они должны стать нашими партнерами и соратниками в кропотливой, но необходимой работе по совершенствованию законодательства в сфере пассажирских перевозок.
- отметил Александр Старовойтов.