Мария Денисова
Инженер-проектировщик I категории отдела проектирования ООО «Рубеж»
1 сентября 2025 года вступило в силу Изменение №1 к своду правил 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденное приказом МЧС №252 от 27 марта 2025 года. Обновленный документ стал примером правильного диалога регулятора и отрасли: он сближает нормативную базу с практической плоскостью применения. В числе основных изменений с точки зрения проектирования систем безопасности — новый подход к определению объекта защиты и смягчение требований к определению пожарного поста.
В теории и на практике
19 июля 2024 года на сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России появилось сообщение, что первая редакция Изменения №1 в СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» готова и ждет замечаний и предложений. Работа над документом шла несколько лет, поскольку с момента введения предыдущей редакции СП в 2020 году в адрес МЧС России поступало множество обращений от организаций и физических лиц о разъяснении положений документа. Обусловлено это было большим количеством впервые установленных требований и введением новых терминов.
При разработке Изменения №1 МЧС России руководствовалось не только анализом этих обращений и предложений, но и структурным осмыслением реальных проблем эксплуатации и проектирования.
Обновленный норматив Изменения №1 эксперты называют документом, направленным на искоренение неоднозначных формулировок некоторых пунктов и доработку свода правил в сторону повышения надежности проектируемых систем противопожарной защиты. Документ был переработан для соответствия современным вызовам и технологическим реалиям.
Нововведения документа
Новое определение понятия единства СПА на объекте:уточнены понятия единства системы пожарной автоматики (СПА) и объекта защиты.
Первое и самое важное — изменился подход к определению объекта защиты. Теперь под объектом понимается не только отдельное здание, но и единый недвижимый комплекс (ЕНК) — совокупность зданий, технологически и функционально связанных между собой. Это дает возможность проектировать одну общую систему пожарнойавтоматики для нескольких строений на одной площадке.
Объединение возможно только при наличии официального подтверждения (ГК РФ статья 133.1) того,что объект действительно является ЕНК, а не просто «рядом стоящими зданиями». Таким образом, устранен прежний спорный пункт 5.3, допускавший объединение по усмотрению проектировщика.
Новое определение пожарного поста. Теперь это не обязательно отдельное помещение, а просто место, где установлены технические средства ручного управления системой.
Пост можно размещать:
- в холле, вестибюле или коридоре;
- не только на первом или цокольном, но и на втором этаже.
Один общий пост допускается для нескольких зданий ЕНК, если площадь каждого не более 2000 м2. Исключено требование круглосуточного присутствия обученного дежурного персонала, что логично — таких должностей и программ подготовки нет.
Обязательное резервирование сигналов автоматического управления СОУЭ. В новом СП 484 конкретизирован пункт 5.4, в котором запрещается одновременно терять и автоматическое, и ручное управление однотипной зоной противопожарной защиты при единичной неисправности линий связи или электропитания: «Передача сигналов автоматического управления системами противопожарной защиты, включая СОУЭ, должна обеспечивать резервирование каналов передачи таким образом, чтобы единичная неисправность не приводила к потере управления системой».
То есть теперь для активации одной зоны оповещения должно формироваться два независимых сигнала управления, поступающих от системы пожарной сигнализации (СПС) или автоматического устройства пожаротушения (АУП).
До введения в действие Изменения №1 большинство систем работало по схеме: один релейный выход от приемно-контрольного прибора (ППК) → один вход в блок СОУЭ → активация звукового и речевого оповещения. Теперь нужно два независимых пути передачи сигнала — либо два реле, либо два входа, контролируемых на отказ.
Новые требования к зонам контроля пожарной сигнализации. В обновленной версии СП 484 произошли изменения в требованиях к параметрам зон контроля системы пожарной сигнализации (ЗКСПС). Теперь ограничение в 32 извещателя(ИП), которые могут контролироваться одной ЗКСПС, снято, но при этомужесточены требования к количеству извещателей, которые могут быть потеряны при авариях линий связи или питания. В новой редакции единичная неисправность линиине должна приводить к потере связи более чем с 24 автоматическими ИП, одним ручным ИП, а также к одновременной потере связи автоматических и ручных ИП. Также теперь разрешено объединение всех помещений квартиры, апартаментов или гостиничного номера в одну ЗКСПС, независимо от площади и количества уровней и отменен лимит по количеству пожарных извещателей в одной зоне контроля.
Исключение ручных извещателей (ИПР) из состава ЗКСПС ивведение ограничений на запуск систем по факту срабатывания ИПР. ИПР теперь исключены из состава зон контроля, по ним нельзя запускать системы пожаротушения, системы противодымной вентиляциии СОУЭ. Сигналы от них допускаются только для индикации, за исключением частных случаев, (например, пункт 7.1.16).
Дополнительные требования по алгоритму работы пожарной автоматики в жилом доме. В новую редакцию включено Приложение Б, посвященное проектированию СПС в жилых зданиях. В нем есть четкое разделение зон противопожарной защиты в жилых зданиях: при срабатывании пожарных извещателей в квартире оповещение должно запускаться только на том этаже, где произошло срабатывание. Если пожар в местах общего пользования (коридоре или лифтовом холле) — запускается противодымная вентиляция на этаже и оповещение всей секции дома.
Теперь кухни и прихожие необходимо оборудовать тепловыми ИП, остальные помещения — дымовыми либо автономными извещателями. При этом замена на автономные ИП разрешается только в случаях, когда это не противоречит требованиям других нормативных документов, а также при выполнении функции солидарного включения.
Помещения общего пользования в жилых домах должны быть оборудованы дымовыми ИП СПС, на автостоянках тип извещателя выбирает проектировщик.
Приборы и зоны обслуживания.Теперь каждый пожарный отсек должен иметь свойприемно-контрольный пожарный прибор (ППКП), пожарный прибор управления (ППУ), приемно-контрольный и управления пожарный прибор (ППКУП), и его неисправность не должна влиять на остальные(п. 5.23).Это усиливает требование к локальной изоляции отказов — правильный шаг, особенно для крупных комплексов.
Применение неадресных СПС. ВПриложении А доля неадресных ИП в адресных системах сокращена с 10% до 5%, а площадь объектов, где допустимы неадресные системы, уменьшена в 1,5–2 раза.
Проектировать станет проще, а разрабатывать новое оборудование — интересней
СП 484 давно требовал ревизии, и в новой редакции все стало ближе к практике.
Во-первых, разработчики документа, эксперты ВНИИПО МЧС, упростили определение пожарного поста. Теперь это не отдельное «дежурное помещение», а просто место. Во-вторых, закрепили понятие единого недвижимого комплекса, что позволит проектировщикам уйти от споров с экспертизой в попытках доказать, что соседние корпуса одного ТЦ — это один объект.
В-третьих, шагом вперед с инженерной точки зрения стало ужесточение требований по линии связи и электропитанию. Резервирование сигналов СОУЭ — правильная идея и пойдет на пользу даже тем производителям, кто теперь должен обновить оборудование для соответствия новым требованиям.
Для проработки на будущее — ручные извещатели. Исключение их из зон контроля и запрет на запуск СОУЭ по ИПР — спорный момент. На реальном объекте «ручник» часто первым срабатывает при пожаре, а теперь он как будто вне закона. Возможно, к этому пункту регуляторы вернутся при разработке Изменения №2.
