Лидия Миронова
Специалист в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности
В настоящее время направление и развитие отрасли обеспечения транспортной безопасности полным ходом набирает обороты. Если для наземных видов транспорта это направление считается относительно новым, то обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте имеют своего прародителя в лице авиационной безопасности. И, конечно, специалисты и теоретики ведут постоянное сравнение этих двух направлений, что, может быть, в какой-то степени является замедляющим фактором при формировании новой концепции и нововведений в данной области.
О тонкостях в понятии «авиационная безопасность» журналу RUБЕЖ рассказала специалист в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности Лидия Миронова.
Первое Постановление Правительства РФ о требованиях по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте было введено в действие гораздо позже, в отличие от других видов транспорта.
Также стоит отметить, что Федеральный закон «О транспортной безопасности» был принят еще в 2007 году, однако только сейчас отрасль стоит на пороге отказа от понятия «авиационная безопасность». То есть, потребовалось более 10 лет, чтобы концепции и идеи обеспечения транспортной безопасности проникли в повседневную жизнь аэропортов и смогли заместить понятия обеспечения авиационной безопасности.
В узких кругах специалистов до сих пор ведутся дискуссии о достоинствах и недостатках проведенной унификации, а также специфики обеспечения безопасности на воздушном транспорте, в отличие от всех остальных видов транспорта. Большинство мнений сходятся на том, что конкретики и понятийности в исторически сложившейся системе гораздо больше, с чем нельзя не согласиться. Однако, стоит отметить, что и в целом все нововведения, какого бы рода они ни были, принимаются обществом с устоявшейся годами системой достаточно критично.
Безусловно, есть много нюансов, вопросов, которые еще не сформированы, далеки до совершенства в данной области. Но при принятии решений главное не ошибиться, не сделать систему обеспечения безопасности хуже, чем уже была. Поэтому постепенная, поэтапная реализация концепции и распространение информации о вопросах обеспечения транспортной безопасности на сегодняшний день в кругах специалистов, непосредственно связанных с реализацией транспортной безопасности, крайне важны.
Прежде всего отсутствие проработанных и утвержденных законодательно вопросов в обеспечении транспортной безопасности ложится грузом на руководителей объектов транспортной инфраструктуры. Именно они являются звеном, реализующим и принимающим решение о правильности и корректности проводимых мероприятий, что требует от них глубоких знаний, детальной проработки спорных, иногда коллизионных вопросов в области обеспечения транспортной безопасности своего объекта. Таких спорных неотработанных моментов предоставляется достаточно. Например, рассмотрим один из ключевых и основополагающих.
Основным острым вопросом в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте на сегодняшний день является процедура аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности.
Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности — осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Аккредитация проводится в соответствии с Порядком аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2015 г. № 145 (далее – Порядок). При разборе данного документа возникает ряд вопросов, касающихся организации деятельности подразделения транспортной безопасности. Так, например, согласно п.9 Порядка сведения о наличии подразделения, предназначенного для осуществления координации и обеспечения деятельности по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства представляются в виде Положения о подразделении транспортной безопасности и штатного расписания. То есть при разработке организационно-распорядительного документа перед должностными лицами встает вопрос, какие конкретно сведения и в каком объеме могут подтверждать наличие созданного подразделения.
Как известно, в аэропортах после отмены ряда документов, регламентирующих деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, остались службы авиационной безопасности, на основании которых создаются подразделения транспортной безопасности. Для служб авиационной безопасности приказом Минтранса РФ от 17 октября 1994 г. № 76 введено в действие Типовое положение о службе авиационной безопасности аэропорта, в котором установлены минимальные обязательные сведения, а также необходимая структура документа.
При разработке Положения о подразделении транспортной безопасности ввиду отсутствия типового положения, многие субъекты транспортной инфраструктуры опираются на имеющуюся типовую структуру документов подобного рода, что в рамках обеспечения транспортной безопасности не совсем корректно. Таким образом, в настоящее время разработка Типового положения о подразделении транспортной безопасности облегчит понимание субъектов об исчерпывающем перечне сведений о подразделении транспортной безопасности, обеспечит единообразие и приведет в соответствие структурную часть документов.
В соответствии с п.2 Порядка целью аккредитации является определение способности юридического лица осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в области конкретного вида транспорта. То есть, можно говорить о том, что подразделение создается (в том числе и Положение о подразделении разрабатывается) не для конкретного объекта, а для конкретного вида транспорта. В рамках обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте данное требование ведет к сложностям в практической реализации. Объекты транспортной инфраструктуры воздушного транспорта подразделяются на классы, категории, имеют различные характеристики, численности пассажиропотока и т д., что является ключевым при определении численного состава подразделения транспортной безопасности. Встает вопрос о минимальном аттестованном численном количестве сотрудников подразделения транспортной безопасности, претендующего на аккредитацию.
Показанный пример является лишь толикой в пространстве рассматриваемой области. Как видно, рассмотренные проблемы требуют выработки правильных решений и принятия необходимых нормативных правовых актов, а ввиду их отсутствия – творческого подхода от руководителей субъектов транспортной безопасности к их разрешению.
Жизнь не стоит на месте, еще только развивающаяся отрасль обеспечения транспортной безопасности семимильными шагами внедряется в повседневную жизнь. Так надо помочь ей, дать эту возможность развиваться, причем в свою лучшую сторону. А для этого необходимо взглянуть на проблемы несколько иначе, избавиться от стереотипов мышления и принять основные идеи и качественно новые положительные стороны системы обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, необходимо постоянное повышение уровня знаний специалистов, как только подготавливающихся, так и уже работающих на объектах воздушного транспорта посредством распространения качественной проверенной проработанной информации всеми возможными способами обучения. Также в существующих условиях развития отрасли необходимо общение и обсуждение специалистами различных уровней спорных вопросов в целях выработки компетентного решения по ее дальнейшему развитию по благоприятному сценарию.