Константин Юрин
Начальник сектора отдела разработки нормативно-методических документов ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии
Разработка стандартов в области инженерно-технических средств безопасности — одно из ключевых направлений деятельности ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии. Его задача — выработка и закрепление на государственном уровне требований к техническим характеристикам средств безопасности, выполнение которых позволяет гарантировать их безотказное функционирование. Национальный стандарт разрабатывается в продолжение нормативных правовых актов, которые предусматривают обязательное наличие систем оповещения при угрозе совершения террористических актов. Первая редакция стандарта проходит публичное обсуждение.
Стандарты обеспечивают конкурентность систем безопасности
Разработку стандартов ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии (далее – Центр) ведет с 1990 года, когда был образован профильный технический комитет по стандартизации ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты». Работа в составе технического комитета специализированных подразделений федеральных органов позволяет учитывать особенности выполнения задач по обеспечению безопасности на государственном уровне, а результаты исследований и новейшие разработки Центра предоставляют возможность актуализации разрабатываемых документов с учетом развития технологий и производственных процессов. Одновременно опыт взаимодействия на мировом уровне коммерческих предприятий, входящих в состав ТК 234, способствует отслеживанию зарубежной практики применения систем обеспечения безопасности, что в рамках работ по стандартизации позволяет формировать условия для производства конкурентоспособной продукции, превосходящей по ряду характеристик зарубежные аналоги.
Введенные в действие стандарты по линии ТК 234 ложатся в основу разработок технических средств, применяемых для упреждающего противодействия криминальным и противоправным посягательствам.
Системы тревожной сигнализации
Действующие нормативные правовые акты устанавливают требования по антитеррористической защите объектов в отношении ряда ведомств. Документы предусматривают обязательное наличие систем оповещения при угрозе совершения террористических актов (далее – СО при УСТА) для информирования об угрозах террористического характера.
Различия в понятийном аппарате в совокупности с различиями характеристик и особенностей функционирования объектов накладывают ограничения при согласовании и координации мер антитеррористической направленности. А отсутствие однозначных технических требований к СО при УСТА не позволяет ответственным лицам и службам на местах определить возможность применения уже установленных на объектах систем оповещения в качестве СО при УСТА.
Для решения данного комплекса вопросов в 2024 году перед Центром была поставлена задача разработки национального стандарта «Системы тревожной сигнализации. Системы оповещения при угрозе совершения террористического акта. Общие технические требования. Методы испытаний». В основу положена необходимость формирования унифицированных технических требований к составу, характеристикам и принципам работы СО при УСТА и устройствам в ее составе, а также терминологии, используемой в отношении таких систем. При этом терминологический аппарат, используемый для данного класса технических средств, и основные характеристики должны учитывать уже введенные понятия и характеристики в отношении существующих видов систем оповещения, например систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре (далее – СОУЭ при пожаре).
Особое внимание при разработке проекта стандарта уделено согласованию предлагаемых к введению технических характеристик СО при УСТА с подразделениями и организациями, имеющими компетенцию и опыт работы в данной области. Это сделано для исключения противоречий технического или юридического характера, которые могут впоследствии проявиться при эксплуатации СО при УСТА в реальных условиях.
В соответствии с требованиями федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объектах, находящихся в ведении ряда ведомств, в обязательном порядке должна быть установлена СОУЭ при пожаре, в состав которой входят звуковые и световые оповещатели и указатели путей эвакуации, а в зависимости от категории объекта могут входить и речевые оповещатели. Очевидно, что в случае установки нескольких одинаковых по принципу действия звуковых и световых оповещателей, работающих в системах разного назначения, при их срабатывании потребуются определенные знания для правильного понимания и реагирования на формируемые ими сигналы: к какой именно системе относится прибор и что делать при его срабатывании. В экстренной ситуации в условиях стресса и дефицита времени такая неопределенность может стоить жизни, и поэтому должна быть полностью исключена.
При этом необходимо учитывать следующие различия: тактика действий по спасению при пожаре предполагает незамедлительную эвакуацию людей в безопасную зону, чтобы исключить получение термических травм и отравление продуктами горения. Тактика же действий по спасению при совершающемся террористическом акте напрямую зависит от злоумышленников, чьи действия практически не поддаются прогнозированию в краткосрочной перспективе и могут иметь очень быстрое развитие. Очевидно, что указание на незамедлительную эвакуацию в сторону выхода с объекта, где могут находиться террористы, может стать тактической ошибкой, которая неизбежно приведет к трагическим последствиям. А особенности характеристик объектов, такие как их размер или площадь, этажность, назначение, особенности внутриобъектового режима не позволяют сформировать типовые универсальные алгоритмы действий, применимые при террористических атаках.
Именно поэтому требования разрабатываемого проекта стандарта ориентированы в первую очередь на функциональную надежность СО при УСТА и гарантированное доведение речевой информации на территории объекта. А необходимость учета ситуации при реализации террористической угрозы указывает на целесообразность сохранения за ответственными за антитеррористическую защищенность объектов лицами и службами вариативности транслируемых речевых сообщений.
Стандартизация требований
Одним из способов оповещения, предусмотренных проектом стандарта, является трансляция через СО при УСТА сообщений, проговариваемых в микрофон. Такой вариант потребует провести особую организацию рабочего места оповещающего должностного лица, гарантирующую его безопасность и предоставляющую возможность визуального контроля перемещения злоумышленников по территории объекта.
Также следует учитывать вероятность поведенческих сценариев злоумышленников. Так, со стороны террористов могут быть приняты дополнительные меры, направленные на формирование скоплений людей в ходе эвакуации, например путем включения СОУЭ при пожаре. Поскольку в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов СО при УСТА должны быть автономными, а СОУЭ при пожаре иметь безусловный приоритет срабатывания, в описанной выше ситуации обе системы будут работать одновременно. И именно надежность срабатывания обеих систем, даже в ситуации информационной коллизии, должна обеспечить доведение информации о происходящем до всех находящихся на объекте. В данном случае решающей организационной задачей со стороны ответственных служб является создание условий для понимания людьми на объектах (в первую очередь – персоналом) таких смешанных и противоречивых сигналов как однозначного индикатора совершающегося теракта.
Закладываемые в проекте национального стандарта требования по звуковому давлению в зонах размещения трансляционного оборудования учитывают влияние внешних акустических факторов и будут способствовать быстрому восприятию и пониманию доводимой информации. Это позволит использовать унифицированное оборудование.
Также проект национального стандарта описывает требования к установке устройств в составе СО при УСТА, которые будут препятствовать несанкционированному изменению настроек таких устройств и нарушению их работы. Требования ко времени автономной работы при отключении напряжения электросети с учетом фактической мощности, потребляемой устройствами в составе СО при УСТА, обеспечат возможность координации действий на объектах даже в условиях нарушения работы электросети.
В настоящее время в рамках публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в адрес Центра поступили замечания и предложения, затрагивающие как требования к техническим характеристикам, так и практику их эксплуатации. На основании этих замечаний в проект стандарта будут включены обоснованные корректировки и допуски по конфигурации устройств в составе СО при УСТА, а это позволит применять более широкий спектр оборудования без ущерба для выполняемой задачи. Также будут уточнены формулировки относительно порядка определения достаточной громкости, измерения соответствующего ей уровня звукового давления и внесения требований по контролю работоспособности трансляционных линий.
В рамках обсуждения и доработки проекта стандарта ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардии предлагает принять участие в рассмотрении документа и при наличии замечаний и предложений направить их в адрес Центра для последующего учета, анализа и обсуждения. Копия текущей редакции проекта стандарта доступна в профиле ТК 234 ФГИС «Береста», а также может быть предоставлена секретариатом ТК 234 по запросу: тел. +7 (499) 781-7975, e-mail: tc234@yandex.ru