За первые десять месяцев 2025 года в «АльфаСтраховании» зафиксировано семь страховых случаев, связанных с повреждениями воздушных судов (ВС) при техническом обслуживании. Об этом сообщает газета «Коммерсант». Как уточняет издание, это на один больше, чем за весь 2024 год, и на четыре – в сравнении с 2023.
На прочие операции наземного обслуживания (ground handling) пришлось 14 страховых случаев, что ниже уровня 2024 года (20), но значительно выше, чем в 2023 (8). Среди типичных инцидентов – столкновения с буксировщиками и трапами, повреждения при загрузке багажа, а также незакрытые капоты двигателей, ведущие к серьёзным повреждениям при транспортировке.
Статистика «АльфаСтрахования» охватывает авиакомпании, на которые приходится более 60% пассажиропотока РФ, включая группу «Аэрофлот». Компания делит рынок страхования авиаперевозчиков с СОГАЗ и «Ингосстрахом», контролируя совместно свыше 90% сегмента.
Причины: кадры, оборудование, культура безопасности
Страховщики и эксперты отрасли называют ключевые факторы роста:
— дефицит квалифицированного персонала;
— низкий уровень подготовки на фоне высокой текучки;
— устаревшая спецтехника для ground handling;
— отсутствие современных систем безопасности в наземном оборудовании.
Особенно тревожны случаи с SSJ-100: с 2023 года зафиксировано три инцидента из-за незакрытых капотов двигателей, два у «Азимута», один у «России». По данным ОАК, два из трёх происшествий вызваны ошибками при ТО на базах авиакомпаний, а не производителя.
Финансовые последствия
Средняя стоимость ремонта ВС выросла втрое с 2021 года из-за санкционных ограничений и сложностей с поставками комплектующих. Уровень франшизы по таким случаям – от $50 000 до $1 млн, при этом многие мелкие повреждения (царапины, вмятины у дверей и багажных люков) авиакомпании могут не декларировать, особенно если они не влияют на лётную годность.
Разные оценки от участников рынка
Авиакомпании «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и Smartavia не подтверждают роста инцидентов, однако в Smartavia признают: «Повторяемость таких случаев очевидна», а ответственность лежит на персонале подрядных организаций, выполняющих ТО.
В управляющей компании «Аэропорты регионов» (11 аэропортов) утверждают, что подобные происшествия носят «единичный характер». В Южно-Сахалинске, где с 2023 года не зафиксировано ни одного повреждения по вине персонала, с осени 2025 года введена новая должность – инспектор по безопасности полётов, который в реальном времени контролирует процессы ground handling.
Пути решения
Эксперты подчёркивают необходимость усиления систем управления безопасностью полётов и повышения квалификации персонала. Также отмечают необходимость обновления парка наземной техники и публичного обмена данными между подрядчиками об инцидентах для профилактики.
В условиях роста стоимости компонентов и сроков поставок даже мелкие повреждения могут вести к значительным убыткам, связанным с простоями.
Читайте также: Авиакомпании теряют клиентов и деньги из-за бот-атак, заявили эксперты по кибербезопасности
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© Фото: freepik.com

