С марта 2026 года экспедиторы должны досматривать грузы. Участники рынка: это нереально
© freepik.com
Российская логистическая отрасль получила новые обязательства, которые участники рынка считают практически невозможными к исполнению. С 1 марта 2026 года и вплоть до 1 марта 2032 года все экспедиторы должны проверять грузы на наличие запрещённых предметов и веществ. Требования содержатся в постановлении правительства от 18 ноября.
Как должен работать новый механизм
Суть нового порядка заключается в следующем. Когда экспедитор принимает груз к перевозке, он должен проверить, совпадает ли содержимое с сопроводительными документами — накладной и инвойсом. Проверка ведётся визуально и с помощью измерительных приборов.
Если при проверке выявляется расхождение, экспедитор должен запросить у владельца груза разрешение на вскрытие упаковки или контейнера. Если владелец согласен, груз вскрывают и проверяют внутри. Если владелец отказывает, экспедитор обязан провести досмотр другим способом: просветить груз рентгеном или привлечь служебных собак-детекторов. Если ни один из этих способов невозможен, экспедитор должен отказаться от перевозки.
Откуда берётся такая строгость
Авиационная отрасль работает по такой схеме давно. Там все грузы досматривают специально аккредитованные сотрудники транспортной безопасности с использованием современного оборудования. Расходы на проведение досмотров несёт аэропорт, а не грузоотправитель или перевозчик. В других отраслях — морской, железнодорожной, автомобильной — сплошной досмотр всех грузов ранее не требовался.
Почему это невозможно: отсутствие оборудования
Рентгеновская установка для досмотра контейнеров — очень дорогое оборудование. Её стоимость исчисляется сотнями миллионов рублей. При этом такие установки находятся в дефиците и недоступны для большинства компаний.
Проблема с международным экспедированием
Игорь Ребельский, учредитель компании VIG Trans, указывает на особенность международных перевозок. Экспедитор часто получает груз, уже упакованный в опломбированный контейнер на зарубежном складе. Открыть такой контейнер без нарушения пломбы экспедитор не может — это нарушит условия контракта с грузоотправителем.
Кроме того, требовать от российского экспедитора физического присутствия во всех пунктах загрузки по миру попросту нереально. Экспедитор работает с множеством грузоотправителей в разных странах и не может контролировать каждую отгрузку лично.
При таких условиях проверить груз на соответствие документам невозможно. Экспедитор просто подпишется под документами, не имея возможности реально проверить содержимое.
Непонятные правила создают хаос
В постановлении не прописаны ясные критерии, по которым экспедитор должен принимать решение о проведении досмотра. Это означает, что каждая компания будет трактовать требования по-своему. При наличии на рынке тысяч логистических компаний такой подход приведёт к полному хаосу.
Кирилл Лахин из «Юнитрейда» объясняет: в документе нет перечня свойств груза, которые нужно проверять, и не указано, до какой степени их нужно проверять. Как правило, грузы принимают не поштучно, а по количеству мест — тюков, ящиков, контейнеров. Когда экспедитор получает опломбированный контейнер, он вообще не может проверить ни количество мест, ни их содержимое.
Что предлагает отрасль
Участники рынка единодушны: контрольные функции нужно оставить у специализированных органов. У таможни и правоохранительных структур есть необходимое оборудование, квалификация и полномочия для проведения досмотра. Возлагать такие обязанности на тысячи экспедиторских компаний бессмысленно.
Игорь Ребельский подчёркивает: если постановление реализуют в его нынешнем виде, это приведёт к одному из двух сценариев. Либо закон просто не будут исполнять, потому что это экономически неподъёмно. Либо попытаются исполнять — и тогда рынок логистики просто парализует.
Масштабы последствий
В 2024 году оборот российского рынка транспортно-логистических услуг составил 11,7 триллиона рублей. Это огромная отрасль, которая обеспечивает доставку товаров по всей стране. Остановка логистики ударит не только по самим логистам, но и по всей российской экономике.
Юлия Шленская уверена: количество административных дел просто удесятерится. Никому из логистов не будет нужен такой неподъёмный масштаб ответственности и требований. Они просто откажутся возить грузы.
Ранее RUБЕЖ писал о том, что Правительство ужесточит правила досмотра грузов.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!



