В рамках индустриальных центров компетенций (ИЦК) «Аэропорты» реализуется четыре особо значимых проекта (ОЗП) по импортозамещению программного обеспечения. Общая стоимость их внедрения составляет 1,9 млрд рублей, при этом все затраты несёт сам бизнес. Об этом сообщил заместитель генерального директора Международного аэропорта «Шереметьево» по ИТ Кирилл Алифанов, пишет CNews.
Переход на отечественные решения
До 2022 года крупные российские аэропорты использовали исключительно ПО иностранных поставщиков — таких как SITA, Microsoft, Oracle, SAP, Sabre, Amadeus и другие. Российские аналоги применялись лишь в небольших региональных аэропортах и не могли полностью покрыть потребности крупных хабов.
«Авиационные перевозки — одна из важных отраслей, которая требует активного перехода на "зрелые" российские решения, — пояснили в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко. — Это необходимо для того, чтобы обеспечить технологическую независимость, а также безопасность систем: исключить возможность внезапных сбоев и утечек информации».
Цифровая экосистема аэропорта
Самым масштабным ОЗП является создание «Цифровой экосистемы аэропорта». Разработку ведёт компания «Код открытия», ранее входившая в структуру МАШ. Система построена по модульному принципу, что позволяет аэропортам подключать только необходимые функции.
Основные модули:
- Система управления расписаниями — включает сезонное и оперативное планирование, модуль допущений и нормативно-справочную информацию.
- База данных аэропортов (AODB) — обеспечивает сбор, хранение и обработку данных всего аэропортового комплекса, интеграцию всех систем и координацию расписаний.
- Система управления ресурсами (RMS) — автоматизирует управление персоналом и ресурсами, включая цифрового диспетчера, расчёт времени перемещения и мобильное приложение для сотрудников.
- Геоинформационная система (GIS) — представляет собой интерактивную карту аэропорта с отслеживанием движения объектов, сохранением истории перемещений и построением оптимальных маршрутов.
- Система информирования — no-code платформа для визуального и звукового информирования пассажиров. Поддерживает шаблоны уведомлений с обновлением данных за 3 секунды и генерацию голосовых объявлений на основе ИИ.
- Цифровой двойник — моделирует ключевые процессы аэропорта на год и более вперёд, с детализацией до отдельного рейса и интеграцией с другими модулями.
Искусственный интеллект: экономия и эффективность
Модуль «ИИ-система прогнозирования» позволяет прогнозировать основные показатели деятельности аэропорта. По словам генерального директора «Код открытия» Валерия Шинкарюка, модуль обеспечивает обновление моделей прогнозирования каждый месяц, в результате чего точность прогнозирования была повышена в пять раз, а отклонение от фактических показателей составляет лишь 1%. Благодаря внедрению этого решения аэропорт «Шереметьево» сэкономил 1 миллиард рублей.
Другой модуль — «ИИ-система мониторинга зон аэропорта» — способен:
- определять присутствие или отсутствие людей в зонах (например, выявлять отсутствие сотрудника на рабочем месте),
- фиксировать дефекты аэродромного покрытия,
- анализировать парковочное пространство: распознавать госномера автомобилей, выявлять нарушения (например, занятие двух мест одним авто) и формировать двойной счёт.
В разработке находятся:
- система автоматического анализа очередей,
- определение забытых предметов,
- роботизация комплектования багажа и доставки грузов,
- обслуживание пассажиров с помощью роботов.
Перспективные направления развития
В планах по развитию «Цифровой экосистемы»:
- информационные и развлекательные экраны,
- интерактивные киоски,
- доступ к услугам (бронирование парковки, зарядные станции),
- рекламные платформы (цифровые билборды, аудио- и видео-системы),
- VR/AR-сервисы (навигация, цифровые путеводители),
- маркетинговые платформы для персонализации предложений,
- интеграция с чат-ботами и мобильными приложениями,
Российская система поиска багажа
Ещё один ОЗП — Система поиска багажа «BAGS Поиск», разработанная холдингом «Аэропорты Регионов». Она заменила западное решение Worldtracer от SITA. К системе подключены 62 аэропорта и 14 авиакомпаний, включая четыре из стран СНГ. Более 400 тысяч пассажиров уже нашли свой багаж с её помощью.
Функции системы:
- добавление фото багажа,
- отметка повреждений на 3D-моделях,
- онлайн-отслеживание статуса поиска с конца 2023 года,
- защита от DDoS-атак.
В планах:
- создание программно-аппаратного комплекса «BAGS Поиск»,
- безопасная работа с зарубежными хендлерами (BAGS-поиск Easy Connect),
- интеграция с транспортными компаниями для доставки найденного багажа,
- интеграция с «Альфа-страхованием».
Система общего доступа к стойкам регистрации
Третий ОЗП — система общего доступа Cuite, заменившая иностранные решения Sita, Amadeus, RESA и TAV. Российский аналог называется Arcuite, разработчик — «Аэропорты Регионов».
На 2024 год система используется в 22 российских аэропортах, обслуживает 700 стоек регистрации и более 300 выходов на посадку. Через Arcuite прошли более 100 тыс. рейсов и 28 млн пассажиров.
Система включает:
- единый портал для дистрибуции, управления, мониторинга и отчётности,
- инструменты для мотивации агентов служб перевозки.
Сокращение количества инцидентов благодаря внедрению Arcuite составило 50%, заявил директор по цифровой трансформации «Аэропорты Регионов» Константин Панев.
В разработке:
- англоязычная версия продукта,
- система контроля пассажиров в чистой зоне (ARIpax Control),
- собственное ПО для E-Gate (электронный выход на посадку).
Также планируется внедрение:
- биометрической идентификации,
- бесконтактного обслуживания,
- сервисов самообслуживания (в том числе самостоятельное оформление багажа),
- мобильных рабочих мест,
- контроля качества услуг.
Ограничения и текущие вызовы
Полностью отказаться от иностранного оборудования пока невозможно. Как отметил Кирилл Алифанов, в России не производятся, например, томографы для досмотра и сигнальные огни для взлётно-посадочной полосы. Сейчас ведутся переговоры с регулирующими органами и поиск «надёжных» зарубежных поставщиков для закупки этих решений.
Читайте также: «Геоскан» анонсировал стационарный дрон для длительного наблюдения.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© freepick.com


