В России запущен отечественный ИТ-сервис D-ATIS (Digital Automatic Terminal Information Service) для цифровой передачи метеорологической и аэронавигационной информации экипажам воздушных судов. Решение разработано в рамках программы импортозамещения и уже готово к масштабному внедрению на всей территории страны, сообщает CNews.
От голоса к цифре — быстрее и точнее
Ранее, до 2025 года, пилоты получали данные о погоде, состоянии взлётно-посадочной полосы, навигационных средствах и других условиях через голосовое вещание. Новый сервис D-ATIS позволяет передавать ту же информацию в цифровом виде — всего за несколько секунд после её формирования органами обслуживания воздушного движения (ОВД).
Это даёт экипажу возможность оперативно ознакомиться с актуальными сведениями и заблаговременно подготовиться к заходу на посадку, независимо от удалённости от аэродрома назначения.
Испытано и одобрено крупнейшими перевозчиками
Тестирование D-ATIS прошло в 2020 году в аэропортах Пулково (Санкт-Петербург), Стригино (Нижний Новгород), Внуково (Москва) и Курумоч (Самара). Успешные испытания провели ведущие российские авиакомпании, включая «Аэрофлот», который впоследствии предложил внедрить систему в 14 крупнейших аэропортах страны.
Полностью российская инфраструктура
Сервис построен на отечественных технологиях. Создана сеть наземных станций на ключевых направлениях «Север–Юг» и «Запад–Восток», а также организован центр обработки данных (ЦОД) на территории России. Передача данных осуществляется через отечественный сервис ACARS, обеспечивающий цифровой обмен сообщениями «борт–земля».
Это позволяет:
- передавать телеметрию с самолёта в центр управления авиакомпанией в режиме реального времени;
- оперативно информировать экипаж о метеопрогнозах, инструкциях и критических уведомлениях.
Цель — независимость и безопасность
Переход на российские цифровые технологии закреплён в дорожной карте, утверждённой Росавиацией. Цифровизация обмена данными повышает безопасность полётов, снижает нагрузку на диспетчеров и обеспечивает технологическую независимость российской авиации от иностранных поставщиков.
Ранее, до марта 2022 года, обмен данными «борт–земля» в России осуществлялся с использованием решений SITA (Швейцария) и ARINC (США). Санкции со стороны США и ЕС привели к прекращению этих услуг, что нарушило критически важные процессы и повлекло финансовые потери.
Проект реализован силами российских разработчиков
Реализация проекта прошла при участии Госкорпорации по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД), компании «Инфоком-Авиа» — интегратора и оператора сети передачи данных и производителей авиационного оборудования: «Алмаз», «Фирма НИТА» и ПК «Азимут» (входит в «Ростех»).
«Количество авиакомпаний, подключенных к отечественному сервису ACARS, неуклонно растет. В 2024 г. обмен информацией через эту ИТ-систему совершали порядка 2/3 парка воздушных судов России. Использование ACARS существенно повышает эффективность эксплуатации парка авиаперевозчика и безопасность полетов. В планах — расширение зоны предоставления сервиса на всю территорию страны и подключение всех российских авиакомпаний», — сказал генеральный директор «Инфоком-авиа» Виктор Соломенцев.
Читайте также: В Якутске запустят интеллектуальную транспортную систему.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

© freepick.com

