Итоги исследования РСПП об импортозамещении: почти 38% российских компаний заняли ниши ушедших зарубежных производителей



Российский союз промышленников и предпринимателей провел опрос о процессах технологического развития и суверенитета в отечественном бизнесе. Участниками исследования стали 140 компаний преимущественно из обрабатывающей отрасли. RUБЕЖ изучил основные выводы экспертов.
Какие ниши удалось занять российским компаниям
Наиболее результативным стал процесс импортозамещения в области производства конечной продукции – 37,8% предприятий ответили, что они сумели занять покинутые конкурентные ниши.
Почти треть организаций заместили ушедшие иностранные компании в сфере промышленных услуг (инжиниринг, дизайн, обслуживание, ремонт) и/или в области производства машин и оборудования.
Еще четверть российских производителей смогли воспользоваться уходом конкурентов, чтобы наладить выпуск комплектующих, узлов; аналогичная доля положительных ответов – в области производства материалов и в сфере разработки ПО. Реже всего респонденты сообщали об успешном опыте импортозамещения в сфере добычи и переработки сырья, – в 15,1% случаев.
Респонденты отметили, что в области изготовления комплектующих, узлов, оборудования сохраняется довольно высокий потенциал импортозамещения. Пятая часть компаний планирует в будущем занять ниши, которые покинули иностранные компании.
Треть компаний ищут новых поставщиков ПО
Согласно результатам опроса, за прошедшие три года снизилась потребность в импортозамещении по всем категориям закупаемой продукции и по ключевым видам промышленных услуг (инжиниринг, дизайн, обслуживание, ремонт), за исключением программного обеспечения.
Представители порядка 30% компаний находятся в поиске новых поставщиков ПО. Примерно 10% опрошенных уверены, что замещение ПО крайне необходимо для их организации.
Эксперты называют несколько причин постепенного снижения потребности в импортозамещении по различным категориям продукции и услуг:
- появление российских производителей, которые уже сумели заменить иностранные компании в конкретных рыночных нишах,
- переориентация на поставщиков из стран «дружественных» юрисдикций,
- Организация импортозамещения силами самих компаний.
Тренд на «технологичность»
38,4% респондентов уже используют в своей деятельности высокотехнологичное оборудование, а в ряде локальных направлений они развивают собственные технологии для улучшения продукции и технологий производства. Фактически каждая третья компания применяет только высокотехнологичное оборудование.
72,9% опрошенных компаний сообщили, что их предприятия участвуют в настоящее время в процессах импортозамещения технологий.
Половина предприятий занимается импортозамещением технологий с помощью создания собственных технологических компаний, инжиниринговых центров, специально учреждённых для этой цели. 50% организаций наращивают объёмы и расширяют направления сотрудничества с профильными технологическими компаниями и/или с университетами, НИИ в части исследований и разработок.
- сообщается в итоговом отчете опроса.
43,7% предприятий повышают свой технологический уровень через участие в государственных программах и проектах по обеспечению технологического суверенитета. Четверть компаний вкладывает средства и ресурсы в создание инжиниринговых центров, НПО совместно с государственными университетами или НИИ. 16,1% организаций сотрудничают с университетами или НИИ, организуя совместные центры исследований и разработок (отраслевые институты).
Преграды на пути к технологическому суверенитету
В РСПП также определили «болевые точки», которые стали барьером для импортозамещения.
- Более трети компаний-субъектов малого и среднего бизнеса (МСП), а также крупных организаций не принимали участие в процессах импортозамещения технологий. Крупнейшие предприятия отвечали так в два раза реже.
- Субъекты МСП и крупные компании значительно хуже, чем крупнейшие предприятия с выручкой более 15 млрд рублей, осведомлены о всех ключевых механизмах поддержки формирования производственных цепочек. Доли ответов «хорошо осведомлены» отклоняются на 15-25%, и для субъектов МСП и крупных организаций более характерен выбор ответов «нет, не знаю».
- Субъекты МСП оценили как «хорошее» качество процедуры подтверждения статуса «Российская продукция» только в 20% случаев (в среднем по выборке доля ответа составляет 36%).
- Крупные компании (выручка 2-15 млрд руб.) более негативно воспринимают нагрузку по предоставлению отчётности по мерам поддержки, мониторингу финансово-экономического состояния СО и т.д., чем крупнейшие компании и субъекты МСП (последние, видимо, просто реже сталкиваются с необходимостью её подачи); доля ответов «неудовлетворительно» среди них в 2 раза выше, чем в среднем по выборке (10% против 5%)
- Около 30% организаций-разработчиков недовольны состоянием сферы технического регулирования, стандартизации и сертификации, маркировки, а также мерами тарифного регулирования. Оценки других предприятий смещены к ответам «средне» и «хорошо».
Ранее RUБЕЖ сообщал об итогах исследования АРПЭ, посвященного состоянию отечественного рынка контрактного производства электроники по результатам 2024 года и дальнейшим его перспективам развития в 2025-м году.
Благодарим за оставленный Вами отзыв! Мы стараемся становиться лучше!

Подписывайтесь на канал ru-bezh.ru
в Яндекс.Дзен