Вышел в свет номер журнала RUБЕЖ № 1 (51) «Транспортная безопасность. Новые приоритеты».
Уже в конце 2023 года транспортная отрасль столкнулась с принципиально новыми вызовами с точки зрения безопасности. Однако наш новый номер, 51-й по счету, мы посвятили не их описанию.
Ключевой обещает стать актуализация части требований Постановления Правительства № 969 от 26 сентября 2016 г. «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».
В рубрике Вопрос номера редакция собрала мнения экспертов об их видении внесения поправок. Собеседники сформулировали вектор необходимых изменений: в Постановлении не прописана сертификация комплексов; нет четкого определения срока действия выданного сертификата; устаревшие требования к функциональным характеристикам; не определены требования к некоторым ТСОТБ, отвечающим современному уровню угроз и выявляющих химические и биологические агенты.
Существенные изменения разработаны и внесены в законодательную базу — среди них поправки в Федеральный закон № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности», а также в ряд подзаконных актов, обеспечивающих его реализацию. Именно адаптации нормативных требований мы посвятили Тему номера.
Эксперты отрасли представили актуальный срез по ключевым изменениям в законодательстве транспортной отрасли и обозначили основные моменты, на которых надо сосредоточиться «здесь и сейчас» в соответствии с буквой закона.
Помимо законотворческой работы, в 2024 году мощным драйвером развития производителей технических средств транспортной безопасности послужит ряд масштабных инвестиционных проектов. О том, где будут сосредоточены бюджеты на развитие новых транспортных проектов, читайте в рубрике Навигатор инвестпроектов.
В дополнение к инвестпрограммам будет полезен анализ тендеров для ОТИ, реализованных в 2023 году, где самые крупные закупки велись для метрополитена и объектов дорожной инфраструктуры. Подробнее об этом читайте в рубрике Рынок.
Введение уголовной ответственности за неисполнение требований по антитеррористической защищенности (ПП 2070 от 26.12.2020 г.) и выполнение требований 16-ФЗ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также требования ПП 969 станут стимулами роста рынка сертифицированного оборудования, а именно — арочных металлодетекторов. В рубрике Продукт номера мы проанализировали, что, помимо сертификата, влияет на выбор и АМД, а также какие решения будут востребованы в ближайшей перспективе.
Согласно Правилам аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, персонал на категорируемых ОТИ обязан пройти дополнительное обучение. В рубрике Я — клиент представлены результаты мониторинга ПТБ, аккредитованных в сфере воздушного транспорта.
Импортозамещение проникло и в сферу транспортной безопасности. Усиление технологического суверенитета — один из главных приоритетов транспортной отрасли. Этот фактор стал решающим при выборе Героя номера. Им стал сооснователь и председатель совета директоров «Южполиметалл-Холдинг» Андрей Сазонов. Ряд моделей досмотрового и аналитического оборудования компании созданы и произведены в России и способны полностью заместить импортные аналоги.