Объект
Зоны досмотра пассажиров и багажа аэропортов России
Потребности заказчика
В России нишу детекторов взрывчатых веществ, используемых для обеспечения авиационной безопасности в зонах предполетного досмотра пассажиров и багажа, до недавнего времени целиком занимали приборы производства США и Европы.
Главным образом Ionscan (Smiths Detection) и Itemiser (ранее Morpho Detection, теперь Rapiscan) различных модификаций. Даже во времена отсутствия санкционных ограничений ежегодные затраты на обслуживание и приобретение расходных материалов для этой техники в расчете на один прибор доходили до четверти его немалой закупочной стоимости.
Сегодня российские аэропорты столкнулись с практической невозможностью ремонта и обслуживания этой аппаратуры, не говоря уже о новых закупках взамен приборов, выработавших свой ресурс.
Минимальные требования: обеспечить службы авиационной безопасности аэропортов России оборудованием, таким же или аналогичным по характеристикам, с возможностью бесперебойной поставки запасных частей для ремонта и расходных материалов.
Оптимальные требования: снизить эксплуатационные расходы и при этом повысить эффективность комплекса досмотровых мероприятий в условиях повышенного риска террористических атак на объекты критической инфраструктуры.
Оценка рисков
Проблема отсутствия или невозможности применения в должном объеме аппаратуры выявления взрывчатых и других опасных веществ на границах «чистых зон» аэропортов значительно повышает риск совершения террористических актов на борту воздушных судов наподобие катастрофы борта с российскими туристами в Египте в 2015 году. Риск дополнительно увеличивается тем фактом, что озвученная проблема лежит на поверхности и очевидна, в том числе, для вероятных интересантов и исполнителей таких атак.
Используемое оборудование
Система детектирования следов взрывчатых веществ на основе газосигнализатора «Сегмент». В системе используется разработанная специалистами ГК «ЮПХ» инновационная технология отбора и анализа следов с поверхностей, впервые в мире не требующая никаких одноразовых расходных материалов. Вместо них используются легкие и компактные досмотровые рецепторы — устройства втрое легче и компактнее самого миниатюрного смартфона, которые не загрязняются и не портятся даже после многих тысяч последовательных анализов.
Решение ГК «ЮПХ»
С 2023 года система «Сегмент-Рецептор» начала заменять устаревшие и дорогие в эксплуатации детекторы зарубежного производства. Так, у специалистов службы авиационной безопасности аэропорта «Шереметьево» в тех зонах, где установлены «Сегменты», появилась возможность увеличить долю объектов досмотра, подвергаемых скринингу на наличие следов опасных веществ, почти до 100%. И это без каких-либо лишних задержек для пассажиров. С приборами зарубежного производства такие показатели достигались бы только колоссальными очередями и космическими затратами на расходные материалы. Если бы, конечно, их возможно было в нужном количестве приобрести.
На основе анализа полученных отзывов и предложений заказчиков в 2024 году в серийное производство запускается модификация, получившая название «Премиум Сегмент», отличающаяся следующими нововведениями:
- дополнительное программное и аппаратное обеспечение с возможностью встраивания модулей анализа на основе технологий искусственного интеллекта;
- более привычная для служб авиационной безопасности система индикации с большим цветным сенсорным дисплеем;
- встроенное устройство печати для протоколирования результатов.
Благодаря модульной архитектуре системы «Сегмент» обеспечена возможность модернизации всех поставленных в 2022-2023 годах детекторов «Сегмент-Рецептор» до версии «Премиум Сегмент».
Результат
Внедрение газосигнализаторов «Сегмент» с досмотровыми рецепторами позволило снизить стоимость одного анализа до нескольких копеек, что минимум в 50 (пятьдесят), а в среднем в сотни раз дешевле, чем анализ на приборах Ionscan или Itemiser. А сам анализ производится в среднем в несколько раз быстрее — за счет того, что не тратится время на замену одноразовой салфетки или тампона. Вследствие этого у заказчика заметно снижаются эксплуатационные расходы и при этом повышается эффективность комплекса досмотровых мероприятий даже по высочайшим стандартам авиационной безопасности.
Фото - freepik.com