Большинство российских компаний нефтегазовой отрасли использует собственные системы добровольной сертификации. Производителям приходится проходить испытания выпускаемой продукции у каждого заказчика, что сопряжено с существенными временными, трудовыми и материальными затратами. Введение унифицированных стандартов может способствовать продвижению отечественного оборудования и технологий на объектах ТЭК. Кроме того, переход от иностранных к отечественным системам стандартизации и сертификации может стать ключевым направлением государственной промышленной политики.
Гармонизация требований упростит разработчикам выход на рынок
Процесс формирования в нефтегазовой отрасли единых, унифицированных для всех стандартов на оборудование стал возможен на площадке созданного в 2020 году компаниями ТЭК «Института нефтегазовых технологических инициатив» (ИНТИ). Его учредителями стали лидеры нефтегазовой отрасли – «Газпром», «Газпром нефть», «СИБУР», «Татнефть». На данный момент список пополнился и в состав учредителей вошли компании: «ЛУКОЙЛ», «НОВАТЭК», «Транснефть» и другие.
Идея создания организации, основной задачей которой станет разработка единых отраслевых стандартов отрасли нефтегаза, родилась в 2014 году, во время первых санкционных ограничений. Затем она трансформировалась в задачу продвижения российского оборудования и технологий на объектах ТЭК. Все последние годы российские нефтегазовые компании, реализуя инвестиционные проекты на лицензионных решениях иностранных компаний с привлечением подрядчиков, были вынуждены использовать зарубежные системы стандартизации и сертификации. В первую очередь API, стандарта ASTM, что предполагало реализацию проектов только на иностранном оборудовании.
Деятельность ИНТИ направлена на совместное технологическое развитие – промышленным предприятиям предоставляется возможность участвовать в разработке и рассмотрении отраслевых стандартов, а также осуществлять прохождение процедуры оценки соответствия их требованиям (включая совместные опытно-промышленные испытания инновационной и/или импортозамещающей продукции).
Кроме этого, по итогам аудита предприятий на соответствие утвержденным стандартам, ИНТИ оказывает содействие в рассмотрении результатов оценки соответствия у компаний ТЭК и EPC-подрядчиков в целях прохождения предквалификации. При этом при разработке стандартов будут учитываться государственная система стандартизации и лучшие практики компаний нефтегазового сектора. Безусловно, при этом будет сохранен принцип добровольности. Решение о применении конкретных стандартов на объекте остается за компаниями, поскольку их разработка не должна превратиться в дополнительный бюрократический барьер.
Гармонизация разрозненных систем сертификации в нефтегазовой отрасли позволит повысить конкуренцию между российскими производителями оборудования для ТЭК, упростит им выход на рынок.
Вместе с тем потенциальные риски при проведении стандартизации планируется нивелировать за счет того, что регламент системы сертификации будет согласовываться со всеми учредителями института. В рамках этого регламента предусмотрят коллегиальные процедуры подтверждения органами по оценке соответствия своей квалификации. ИНТИ также планирует проводить аккредитацию, в том числе и сертифицирующих органов.
Если мы осуществим переход в формат единой системы сертификации, то нам нужно обеспечить пропускаемость этой системы. Чтобы не получилось так, что ожидание сертификата ИНТИ растягивается на год. Для этого нам нужны несколько, а лучше много органов по оценке соответствия и, соответственно, испытательные лаборатории. Безусловно, к ним будут сформированы требования по квалификации, оснащенности, в том числе аккредитация в органах государственной власти, как это предусмотрено законом. На основе перечисленных критериев сформируется финальный перечень лабораторий, который также будет одобрен коллегиально, коллективно. Хочу подчеркнуть, что, действуя в интересах российского нефтегазового сектора и российской промышленности, мы действуем в интересах государства, при этом не являясь государственной структурой. Мы не регулятор в прямом смысле этого слова. Наша цель – чтобы российская нефтегазовая отрасль получала качественное оборудование на конкурентном поле.
– пояснил Николай Кузнецов, генеральный директор ИНТИ.
Стандартизация разовьет экспортный потенциал ТЭК
В настоящее время ИНТИ уже разработано и утверждено более 150 стандартов на нефтегазовое оборудование, в планах – увеличить их число до 230 до конца текущего года.
В 2022 году стандарты института начали проходить апробацию на проектах «Газпром нефти», «Татнефти» и «СИБУРа». При апробации ссылки на утвержденные стандарты включаются в опросные листы на закупку продукции.
Помимо этого, успешно действует механизм совместных опытно-промышленных испытаний нефтегазовыми компаниями импортозамещающей продукции, что ускорит вывод и тираж на отрасль решений российских производителей.
Разработанные институтом стандарты в будущем дадут эффект масштаба для поставки российской продукции сразу нескольким заказчикам по результатам однократно проведенных испытаний.
Унификация и разработка новых стандартов для ТЭК важны с точки зрения развития экспортного потенциала отрасли. Сейчас российские производители переориентировали поставки своих решений продукции в страны Ближнего Востока и СНГ. Отметим, что часть стандартов ИНТИ уже признана зарубежными партнерами. Институт ведет разъяснительную работу с иностранными компаниями, что российские стандарты качества соответствуют международным требованиям. Что на самом деле отечественное оборудование не уступает импортным аналогам и часто более высокого качества, с более высокими требованиями по безопасности.
По мнению Николая Кузнецова, унификация отраслевой системы стандартов может стать инструментом для поддержки российских производителей.
На мой взгляд, перспектива включения иностранных производителей в единое правовое поле с российскими производителями как минимум справедлива. За счет этого мы сможем добиться повышения конкурентности отечественной продукции, поставив всех в равные условия. Я не поддерживаю запретительные меры. Например, повышение пошлины на ввозимое из-за границы оборудование. Это дополнительные затраты, которые лягут на плечи конечных потребителей. Импортер просто включит в прайс стоимость пошлины и все равно продаст свое оборудование. То есть это не будет эффективной мерой поддержки российских разработчиков оборудования.
– подчеркнул Николай Кузнецов.