Интернет-портал Cnews опубликовал результаты собственного исследования о внедрении цифровых решений в транспортной отрасли России, а также о развитии ИТС в российских регионах.
С 2019 года регионы и госкомпании потратили на такие решения почти 100 млрд рублей. Наиболее востребованными сегодня являются системы фотовидеофиксации, управления дорожным движением и комплексные решения. При этом в большинстве случае используются отечественные программно-аппаратные комплексы, доля которых приближается к 100 %. По прогнозам экспертов компании, благодаря господдержке внедрение цифровых решений на транспорте продолжится и суммарный объем рынка к 2024 году вырастет до 40–50 млрд рублей. В целом, интеллектуальные транспортные системы за этот период (до 2024 года) должны будут появиться в 27 городах России.
В ходе исследования было проанализировано более 2500 контрактов, размещенных на портале госзакупок за 3,5 года. Общая сумма заключенных с января 2018 по ноябрь 2022 года составила почти 96 млрд рублей.
Самыми популярными как по числу контрактов, так и по общей стоимости являются средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения – за последние два года было заключено 960 таких контрактов на 47,2 млрд рублей. На втором месте – системы управления дорожным движением (АСУДД): 114 контрактов на 9,5 млрд рублей. На третьем – комплексные ИТС: 130 контрактов на 5,4 млрд рублей.
Почти 40% всего объема контрактов на внедрение ИТС приходится на Москву (30 млрд руб.). Кроме того, большую доля рынка занимают Башкортостан (6,2 млрд руб.) и Санкт-Петербург (5,2 млрд руб.). В количественном плане помимо обозначенных выделяются Краснодарский край и Кемеровская область.
Аналитики отметили самые крупные проекты по поставке комплексов фотовидеофиксации за 2020-2022 годы:
- Поставка комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, размещаемых на линейных участках на территории Санкт-Петербурга для СПБ ГКУ "ГМЦ" на ₽1,5 млрд. Поставщик «Ростелеком»;
- Аренда оборудования для фиксации нарушений Правил дорожного движения для ГКУ ЦОДД в Москве на ₽3,6 млрд. Поставщик «Строй инвест проект»;
- Аренда оборудования для фиксации нарушений Правил дорожного движения для ГКУ ЦОДД в Москве на ₽5,4 млрд. Поставщик «Строй инвест проект».
Результаты исследования свидетельствуют, что в 2022 г. спрос на ИТС оставался высоким, и в 2023 г. ждать его падения не приходится.
Высоким спросом будут пользоваться управление светофорами, мониторинг транспортных потоков, управление общественным транспортом, метеомониторинг, детектирование ДПС и ЧС, интеграционная платформа. Агломерации ориентируются на выбор этих подсистем, потому что они обязательны для достижения первого уровня зрелости ИТС. Из нашей практики мы видим, что, помимо соблюдения рекомендаций Федерального дорожного агентства, реализация этих подсистем позволяет агломерациям объединить разрозненные существующие и вновь внедряемые решения в рамках интеграционной платформы ИТС, создать предпосылки для управляющего воздействия за счет современных систем светофорного управления, а также внедрить источники данных (детекторы транспорта) для ИТС и «оцифровать» трафик.
– говорит Юрий Ермолаев, руководитель отдела развития транспортного направления, «Русатом Инфраструктурные решения».