Журнал RUБЕЖ проанализировал тендеры на поставку технических средств безопасности за 2022 год для объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Всего рынок отыграл более 309 закупочных процедур на общую сумму 11 543,58 млн рублей. Наиболее крупные закупки были проведены в таких сегментах, как интеллектуальные транспортные системы, трассы и мостовые сооружения. По итогам анализа очевидно – импортозамещение и транспортная отрасль все еще следуют параллельными курсами. Заказчики готовы закупать иностранное оборудование по схемам «серого» импорта просто потому, что привыкли к нему. Даже если оборудование не имеет полноценной сервисной и технической поддержки от производителя в России.
Текст: Маргарита Александрова
Источник: zakupki.gov.ru , данные по состоянию на 27.12.2022
Ключевые тенденции закупок в сфере транспортной безопасности
- Предпосылки к импортозамещению
Российские бренды систем безопасности стали больше появляться в закупках, но многие заказчики по-прежнему предпочитают иностранные решения. Особенно это относится к закупкам видеонаблюдения. В данных тендерах лидирует оборудование китайских производителей. Во многом такая ситуация возможна потому, что подавляющее количество закупок в сегменте ОТИ проводится по 223-ФЗ, где практически не фигурируют ограничения по постановлению правительства РФ от 10.07.2019 № 878 о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок.
- Противопожарная тематика как тренд
В 2022 году основной упор в закупках ОТИ был сделан на обновление и модернизацию систем охранно-пожарной сигнализации. По сути, системы противопожарной защиты – единственный продуктовый сегмент практически для всех объектов (кроме аэропортов), где лидируют российские производители оборудования.
- Самыми активным заказчиком стало АО «РЖДстрой».
Причина проста – для данного типа объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) постоянно идут обновления станций, железнодорожных вокзалов. В настоящий момент идет расширение Московской железной дороги, поэтому этот заказчик сохранит за собой статус лидера и в ближайшем будущем.
- Отказ от закупок. Многие закупки для ОТИ были отменены в силу того, что оборудование, которое в них заложено, невозможно купить официальным путем. Или же цены на такое оборудование значительно выросли по сравнению с периодом, когда производились расчеты начальной максимальной цены контракта.
С точки зрения ограничений, которые встречаются в закупках, примерно в 80% тендеров указано, что оборудование должно быть сертифицировано в соответствии с «Требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», утвержденных Постановлением Правительства от 26.09.2016 № 969 (далее – Постановление № 969). В 16% тендеров также стоит ограничение на использование иностранного программного обеспечения согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Используемые аббревиатуры и термины:
ОТИ – объекты транспортной инфраструктуры
СВН – системы видеонаблюдения
ОПС – охранно-пожарная сигнализация
СКУД – системы контроля и управления доступом
СОТС – системы охранно-тревожной сигнализации
КОМПЛЕКС – комплексные закупки, в которых фигурирует две и более разных систем безопасности
Аэропорты
В сегменте аэропортов было объявлено 53 процедуры на общую сумму 204,98 млн рублей. Наиболее крупные тендеры были разыграны ООО «Аэропорт Томск» и АО «Международный аэропорт Иркутск». По оборудованию аэропорты отдавали предпочтение вендорам, с которыми уже имеют опыт работы. Так, АО «Международный аэропорт «Калуга» закупило оборудование торговой марки Honeywell, которое ранее уже было уже установлено на объекте, если судить по закупкам, проведенным в 2022 году.
Вокзалы и железнодорожные станции
Для объектов транспортной инфраструктуры в сегменте железных дорог было объявлено 89 закупок на общую сумму 1 536,34 млн рублей. Основным заказчиком традиционно стало АО «РЖДстрой». Именно от лица этой компании из года в год разыгрывается 98% всех закупок. Еще одной отличительной чертой тендеров в этом сегменте является наличие ключевого подрядчика. Большинство закупок выигрывается коллективной заявкой на участие, ее подает ООО «ПРОЕКТ № 7».
В 2022 году железнодорожники на 43,58% сократили количество закупок в категориях СКУД и СОТС. С точки зрения оборудования особых изменений не произошло – лидером в категории охранно-пожарных систем по-прежнему выступает Bolid, а в системах видеонаблюдения лидерами остаются покинувшие Россию AXIS и Hikvision.
Метрополитен
Метрополитен завершил 2022 год с показателем в 43 тендера на общую сумму 1 785,08 млн рублей. Наиболее крупные закупки были проведены для нужд московского и питерского метрополитена. Уже по традиции в сегменте закупок ОПС лидирует бренд «СФЕРА», а в закупках СКУД – бренд «ЭЛСИ». В тендерах на оснащение данных объектов системами видеонаблюдения самые крупные суммы были выделены на закупку иностранных брендов Wisenet и AXIS.
Порты
В сегменте морских и речных портов в 2022 году было объявлено наименьшее количество закупок. Из них наиболее емкие по деньгам тендеры провели ООО «Приморский торговый порт» и АО «Морской порт Санкт-Петербург». Самыми популярными брендами стали российские PERCо, Bolid и китайский Hikvision.
Трассы и мостовые сооружения
В сегменте дорожной инфраструктуры в течение 2022 года было проведено 49 тендеров на общую сумму 2 554,28 млн рублей. Самая крупная закупка была проведена ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства. Так как речь идет непосредственно о дорогах и мостовых сооружениях, то закупки проводились в основном комплексные: оборудования охранно-пожарной сигнализации в них практически не упоминалось. Основной упор делается на видеонаблюдение и охранные системы. Однако даже эти сегменты фигурируют в достаточно малом объеме по сравнению с общей суммой тендера, так как в них много монтажных работ и физических средств защиты, таких как металлоконструкции.
Интеллектуальные транспортные системы
Данный сегмент сложно классифицируется по объектам транспортной инфраструктуры, так как речь идет не о конкретных объектах и стандартных системах безопасности, а о системах управления дорожным движением. К ним относятся автоматизация светофорных объектов, различные датчики и требуется интеграция всей поступающей информации в «Безопасный город».
По итогам 2022 года субъектами транспортной инфраструктуры в общей сложности было проведено более 50 закупок в категории «Интеллектуальные транспортные системы» на общую сумму 5 385,77 млн руб. В этом сегменте достаточно сложно выделить какие-то определенные бренды, так как практически закупки проходят без конкретных указаний на торговые марки. Речь в большинстве случаях идет об установке систем различных датчиков, таких как датчик комплексный параметров атмосферы, датчик для измерения горизонтальной дальности видимости (нефелометр), датчик состояния поверхности дорожного покрытия и т. д., иногда системах видеонаблюдения, но опять же без конкретных брендов.
Подписывайтесь и читайте актуальные новости в Телеграм-каналах журнала RUБЕЖ:
Журнал RUБЕЖ безопасность online
RUБЕЖ. Пожарная безопасность
Транспортная безопасность 969