Транспортная безопасность во всем мире – область пристального внимания силовых структур и производителей оборудования. При этом каждое государство по-своему расставляет приоритеты среди потенциальных угроз и мер реагирования на них. Как теракты и техногенные аварии, рост численности населения и транспортных средств влияют на обеспечение безопасности жизни людей, сохранности грузов в разных странах? Об этом – в обзоре журнала RUБЕЖ.
Текст: Константин Дон
Китай
Китайская Народная Республика – это территория 9,6 млн км2, население 1,41 млрд человек, бурно растущая экономика. В этих условиях для страны приоритетная задача – создание эффективной логистической системы и осуществление масштабных инфраструктурных проектов. По состоянию на конец 2021 года протяженность железнодорожных магистралей в Китае – более 150 000 км, автодорог – 5,28 млн км, протяженность авиарейсов – 6,9 млн км, число сертифицированных аэропортов – 241. Сеть высокоскоростных дорог охватила в стране больше 90% городов. А общий объем инвестиций в транспортную отрасль за последние 8 лет составил $3,9 трлн.
Развитие сети высокоскоростных ж/д магистралей Китая происходит одновременно с развитием национальной системы управления поездами (CTCS). В этой системе упор делается на новейшие технологии автопилотирования, а также интеллектуальное динамическое диспетчерское управление, интеллектуальная диагностика отказов. За основу берутся технологии Big Data, прогнозное управление техобслуживанием (PHM), а также дополненная реальность. Все это позволяет исключить ошибки, связанные с человеческим фактором и обеспечить безопасное скоростное движение поездов.
В то же время активно развивается сеть инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). В настоящее время их насчитывается более 50. В Китае используются ИДК самых разных видов: одно- и двухпроекционные, стационарные, легковозводимые, мобильные. С помощью ИДК удается предотвращать сотни преступлений, связанных с контрабандой.
Биометрия и тотальная слежка
На нескольких железнодорожных станциях и перед входами на станции метро в Гуанчжоу, Шэньчжэне и Пекине внедрена система распознавания лиц (биометрические ворота безопасности) для регистрации людей, имеющих право на бесплатные поездки, и выявления потенциально опасных личностей. Эксперимент по внедрению системы проводят также и в других городах: в Цзинане, Шанхае, Циндао, Нанкине и Наньнине.
Что касается безопасности личного транспорта, то за ним в Китае установлена тотальная слежка. С 2016 года иностранные компании, продающие свои авто в стране, обязаны представлять властям все данные об автомашинах, включая информацию о местоположении, функциях двигателя и т. д. (всего 61 пункт в списке).
Кто отвечает за безопасность на транспорте?
В сфере транспортной безопасности действует ряд законов. Например, источником обеспечения безопасности морских перевозок служит закон КНР «О безопасности морского транспорта», принятый в 1983 году и пересмотренный в 2008 году. Безопасностью наземного, воздушного и водного транспорта занимается Министерство транспорта, однако в его ведении не находится обычный железнодорожный транспорт, который курирует Министерство путей сообщения. Правоохранительные органы, отвечающие за транспортную безопасность, находятся в двойном подчинении Министерству общественной безопасности и Министерству транспорта КНР.
США
В США понятие транспортной безопасности сегодня в первую очередь подразумевает предупреждение терроризма, а также обеспечение безопасности водителей автотранспортных средств и пешеходов. С этой целью в стране работает целый ряд федеральных организаций, включая Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB), Федеральное управление автомобильных дорог, Федеральную железнодорожную администрацию и так далее.
Администрация транспортной безопасности разрабатывает новые программы, которые должны способствовать снижению статистики смертности на автодорогах. В частности, была принята программа Road to Zero, но действует она только в отдельных городах: в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Матео, Сиэтле, Бостоне, Денвере, Темпе и Боулдере.
Безопасность в аэропортах
Еще в 1962 году в стране были приняты Единые правила пассажирских авиалиний США. С тех пор в аэропортах установили сканеры для досмотра багажа, полиция проводила досмотр с помощью поисковых собак. В правила для пассажиров авиарейсов вводился запрет на провоз режущих и колющих предметов, был разрешен обыск пассажиров при необходимости (если пассажир определялся как представляющий угрозу) и даже запрещался пронос жидкостей в ручной клади.
Теперь службы безопасности аэропортов дополнительно пользуются новейшим оборудованием: биометрической системой CAT-2, сканерами 3D и рентгеновскими сканерами, приборами, сканирующими закрытые бутылки на предмет наличия опасных жидкостей. Пилоты воздушных судов получают в распоряжение специальное шумовое оружие, а проверка багажа обязательно включает прохождение детектора взрывчатых веществ. Только на проверку авиапассажиров, их грузов, оснащение самолетов и аэропортов системами безопасности правительство каждый год тратит порядка $5 млрд и еще $3 млрд – владельцы авиакомпаний. При этом проверки Службой маршалов показывают, что почти половина аэропортов все еще недостаточно защищены от разного рода угроз.
Безопасность портов
В США функционирует 360 океанских портов, обслуживающих транспортировку свыше 6 млн тонн грузов ежегодно. В порты заходят больше 7,5 тысяч судов. После терактов 11 сентября Конгресс США принял закон для обеспечения безопасности морских портов. Была создана особая система защиты от угроз, в том числе полное радиолокационное перекрытие пространства над морем – от береговой черты и до океанской 200-мильной экономической зоны. В самих портах работает контрольная аппаратура для досмотра контейнеров и прочих грузов: аппарат Nomadios, лазерные голографические приборы FGDA12 и так далее.
Как обстоят дела с метро?
Министерство транспорта США постоянно вводит в эксплуатацию системы обнаружения и идентификации биологически опасных веществ и использует новые технологии для обеспечения безопасности пассажиров. Например, на некоторых станциях применяются особые датчики, обнаруживающие потенциально опасные биологические агенты, а по нескольким линиям ходят особые взрывобезопасные вагоны. На станциях установлены телефоны для моментальной связи с сотрудниками службы быстрого реагирования, кабины машинистов поездов оборудуются средствами беспроводной связи и бортового видеонаблюдения. Слежение за движением поездов происходит в круглосуточном режиме.
Канада
В стране протяженность автомобильных дорог составляет 1,1 млн км, работает 10 международных и почти 300 региональных аэропортов. Протяженность ж/д путей достигает 72 тысяч км, а из 300 коммерческих морских портов грузы и пассажиры отправляются в пункты назначения по водным путям в Тихом, Северном Ледовитом и Атлантическом океанах.
Общим контролем над транспортом в Канаде заведует Министерство транспорта, а задачи мониторинга и обеспечения безопасности – компетенция Агентства безопасности на транспорте Канады. В стране действуют соответствующие законы: об аэронавтике, о перевозке опасных грузов, о безопасности автотранспортных средств, о транспорте Канады, о безопасности железных дорог, о судоходстве Канады 2001 года, о безопасности морских перевозок и др.
Особое внимание правительство Канады уделяет безопасности городской транспортной инфраструктуры. Так, в метрополитене Монреаля установлена новейшая сетевая система видеонаблюдения NextivaTransit с интегрированными сценариями, на основе которых определяются события, несущие потенциальную угрозу. В случае выявления нештатной ситуации службе охраны отправляется немедленный сигнал, а аварийное оповещение включается автоматически. Эта же система в режиме реального времени мониторит состояние здоровья машинистов поездов.
В городе Эдмонтон в систему охраны дополнительно внедрен аппарат Clear-Use, способный обнаруживать взрывчатые вещества и радиоактивные элементы. Детекторы встроены в автоматы по продаже билетов.
Дания
В этой стране транспортная система хорошо развита и оснащена новыми техническими средствами безопасности. Например, магистральные линии железных дорог оборудованы автоматическими системами управления поездами еще с 90-х годов. Активно заменяются устаревшие сигнальные системы и уже функционируют беспилотные поезда.
Что касается аэропортов, то в двух главных городах страны (Копенгагене и Биллунне) постоянный мониторинг ситуации осуществляют «умные» камеры DarkFighter PTZ. Эти устройства передают качественное изображение даже в полной темноте, автоматически приближают или переворачивают, увеличивают картинку. Кроме того, камеры запрограммированы реагировать на подозрительные предметы: если предмет обнаруживается в месте, где его раньше не было, немедленно подается сигнал тревоги. То же касается и ситуаций с агрессивным поведением людей в аэропорту.
Для обеспечения безопасности на метрополитене Копенгагена создана эффективная система: начиная от элементарного порядка и обученного персонала до введения новой должности метростюард (посол метро), чья задача – постоянно общаться с посетителями, отвечая на любые вопросы. В метро Копенгагена курсируют только беспилотные поезда. За безопасное движение отвечает система CCTV нового поколения, работающая через Wi-Fi. Из дополнительных мер безопасности стоит выделить новейшие системы видеонаблюдения, идеальную освещенность станций и прямой доступ к средствам вызова сотрудников экстренных служб.
Великобритания
Головная структура, занимающаяся вопросами транспортной безопасности в Великобритании, – Британская транспортная полиция (The British Transport Police). В ведении организации ряд аэропортов, систем городского транспорта (метро и трамвайные линии в некоторых городах), а также железнодорожный транспорт.
В Великобритании создана отдельная структура полиции Airport policing in the United Kingdom, управляющая безопасностью большинства воздушных гаваней. Силами полицейских служб внедрена система планирования безопасности.
Безопасность в аэропортах
Для предотвращения терактов в аэропортах Великобритании периодически вводятся особые правила для пассажиров. Например, после теракта в 2005 году на борт лайнеров запретили проносить ноутбуки и даже телефоны, а затем и вовсе любую ручную кладь. К проносу разрешался только небольшой пластиковый пакет с документами, медпрепаратами и иными жизненно необходимыми вещами. Эти правила несколько раз послаблялись, проносить на борт ручную кладь разрешили, однако запрет на жидкости оставили в силе.
После произошедшей в 2009 году попытки совершить теракт в самолете американской авиакомпании Delta Airlines в лондонском аэропорту Хитроу и аэропорту Манчестера установили новые сканеры для досмотра авиапассажиров во весь рост. Это так называемые «раздевающие» сканеры, где в специальной кабинке люди (выборочно) подвергаются облучению рентгеновскими лучами малой силы. Полученные снимки затем уничтожаются службой безопасности аэропорта.
Безопасность в метро
В городском метро после взрывов в 2005 году тоже были усилены меры безопасности. Установлены «умные» видеокамеры, обновлены системы связи машинистов поездов с операторами, службой скорой помощи и полицейской службой. На станциях поставили металлодетекторы и мобильные рентгеновские установки FlatScan-POD для досмотра багажа, аналогичные работающим в аэропортах системам.
О железных дорогах
За безопасность железнодорожного транспорта в Великобритании отвечает сразу несколько ведомств: Государственный секретариат по транспорту, ORR (Office of rail Regulation), Network Rail (компания, управляющая инфраструктурой), Ассоциация ж/д Безопасности и Стандартов RSSB (Rail Safety and Standard Board). Все они действуют в рамках свода правил Safety Regulations, а о проведенных мероприятиях отчеты поступают в Государственный секретариат по транспорту.
Британская железнодорожная сеть старейшая в мире, она не раз проходила новые этапы развития. В 1994 году British Rail была приватизирована, и управление британскими дорогами было передано компании Railtrack. Позже ее заменила организация Network Rail, после чего британские железные дороги стали цифровизироваться. В 2019 году Network Rail представила свой долгосрочный план по внедрению системы ETCS (European Train Control System), предусматривающий оснащение поездов бортовыми устройствами ETCS и обновление систем сигнализации. Это означает отказ от использующегося устаревшего оборудования и установку бортовых устройств, с помощью которых управление движением поездов будет происходить по каналам радиосвязи.
Вывод
Очевидно, что во всех развитых странах принимаются разносторонние меры для обеспечения транспортной безопасности. В целом ставка делается на новейшие технологии и цифровые системы, однако пока на сто процентов исключить риски, несущие угрозу жизни людей и сохранности грузов, не удается никому. Постоянное возникновение новых угроз вынуждает правительства стран увеличивать расходы бюджета на содержание транспортных систем, а также создавать новые актуальные программы для их совершенствования. Какие результаты дадут эти программы, мы сможем наблюдать уже в недалеком будущем.
Фото - planning.org