Эксперты подсчитали, что ежегодный социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий в России достигает 1,78 трлн рублей. Плохие дороги и неисправность транспортных средств приводят к ДТП лишь в трех случаях и десяти, остальные аварии происходят по причинам, связанным с потерей внимания водителей. Снижение концентрации часто становится следствием сильного переутомления и недостатка сна. В недалеком прошлом обязанность следить за своим состоянием целиком ложилась на водителя. Сегодня на помощь людям приходят умные устройства, которые предупреждают человека об усталости, даже если он сам ее не замечает. Одно из таких решений — система «Антисон», которая с 2019 года успешно работает на общественном транспорте Москвы и на промышленных предприятиях страны.
Услуги мониторинга «под ключ»
Система «Антисон» — авторская разработка «КСОР Групп». Компания первой в России предложила клиентам услугу в формате Safety as a service или безопасность «под ключ», куда входит не только поставка, монтаж и техническое обслуживание устройств, но и комплексное сопровождение в центре мониторинга. На сегодняшний день это единственный игрок на российском рынке, реализовавший для своего программного продукта сервис полного цикла.
Предназначение системы «Антисон» — отслеживать признаки усталости и предупреждать о них водителя. Мониторинг состояния ведется с помощью трех составляющих: устройства в кабине водителя, многоуровневой нейросети и ситуационного центра, который в режиме 24/7 анализирует опасные инциденты, формирует статистику для заказчика и контролирует работоспособность оборудования.
После заключения договора инженеры ООО КСОР устанавливают устройства на транспортные средства клиента. В комплект оборудования входит компактная камера для мониторинга, дисплей со световой индикацией и звуковым оповещением и центральный блок для монтажа в скрытую часть автомобиля. Процесс строго регламентирован, сотрудники компании предоставляют заказчику фотоотчет каждого этапа установки.
В центре мониторинга диспетчеры видят на карте каждое устройство, работоспособность отслеживается в автоматическом режиме. В случае отказа одного из элементов специалисты подключаются к системе удаленно и могут продиагностировать, обновить и перезагрузить оборудование. При необходимости замены комплектующих инженеры выезжают к заказчику.
Как работает система мониторинга
В основе решения «Антисон» — нейросеть и технология компьютерного зрения. Для водителя система выглядит как стандартный видеорегистратор — камера находится напротив него и включается с поворотом ключа зажигания. Мониторинг состояния ведется в непрерывном режиме — система сканирует лицо водителя по более чем 60 точкам и передает данные в многослойные нейросети. Программное обеспечение анализирует видеопоток и выявляет прямые и косвенные признаки усталости и другие потенциально опасные ситуации:
- закрытые или слишком долго открытые глаза;
- частые или редкие моргания;
- повороты головы:
- курение и разговор по телефону.
При обнаружении тревожных признаков время реакции составляет не более двух секунд. Водитель получает сигнал-предупреждение, а центр мониторинга — сообщение об инциденте. Оператор анализирует ситуацию по установленному регламенту, а затем подтверждает или отклоняет событие. Такой подход помогает избежать погрешностей и сводит к минимуму количество ложных срабатываний.
Компания-заказчик получает доступ к системе в личном кабинете. На интерактивной карте видно, где находится транспортное средство, его маршрут и сведения о произошедших инцидентах. Программное обеспечение позволяет выгружать статистику, как в целом по автопарку, так и по отдельным подразделениям. Данные помогают анализировать работу автопредприятия, выявлять актуальные проблемы, определять риск-профиль водителей.
Эффективность комплексного подхода к аналитике подтверждают отзывы одной из крупных российских горнодобывающих компаний. После изучения сведений по филиалам сотрудники предприятия выявили, в какое время суток падает концентрация водителей, где они чаще устают и отвлекаются. В результате подразделения оптимизировали график работы, что позволило в несколько раз сократить количество опасных инцидентов.
Цифры и факты
Один из ключевых партнеров компании «КСОР» — государственное унитарное предприятие «Мосгортранс» (г. Москва). Сегодня системой «Антисон» укомплектовано 100% столичного общественного транспорта. Результаты 2020 года показали снижение аварийности на 26%, а в 2021 году число ДТП снизилось еще на 7,5%. Одновременно на предприятии на 65% сократились убытки, вызванные простоями и затратами на ремонт автопарка.
Группа компаний «КСОР» ведет собственную статистику по всем клиентам и отмечает, что в среднем количество дорожно-транспортных происшествий после внедрения системы снижается на 85%. За 2021 год благодаря решению удалось предотвратить более 280 тысяч аварийных ситуаций. Компания отмечает, что количество инцидентов снижается уже в первые месяцы после установки устройств.
Как показывает опыт, применение системы «Антисон» не только предотвращает аварии, но и способствует повышению культуры вождения. В процессе использования системы количество подтвержденных опасных событий постепенно снижается, так как водители начинают следить за своим здоровьем и перестают отвлекаться от дороги.
«КСОР» — безусловный лидер рынка систем мониторинга. Компания далеко обогнала конкурентов по количеству установленных устройств и располагает штатом собственных разработчиков, что позволяет кастомизировать «Антисон» под нужды заказчика. Нейросети обучаются на размеченном датасете, который пополняется ежедневно новой информацией, изображениями и видеофрагментами. Сегодня «КСОР» располагает базами данных с самым большим количеством событий, на сбор которых у аналогичных компаний может уйти несколько лет.
Систему «Антисон» внедряют предприятия, расположенные в разных регионах России. Монтажные бригады «КСОР» выезжают в любую точку страны и устанавливают систему в рекордно короткие сроки. Всем клиентам доступна система техподдержки, которая помогает решить возникающие вопросы с помощью удобных способов коммуникации.
«Антисон» — один из эффективных способов повысить безопасность труда и улучшить финансовые показатели бизнеса. Вполне возможно, что в ближайшее время установка систем мониторинга усталости водителя станет обязательной для перевозчиков. До конца 2022 года Государственная дума рассмотрит поправки к закону «О безопасности дорожного движения», согласно которым интеллектуальные устройства будут использоваться в связке с тахографами. Эксперты прогнозируют, что нововведения помогут сократить экономический ущерб от ДТП на 350–530 млрд рублей в год.