Судам под российским флагом запрещен доступ в порты ЕС, а остальные суда, направляющиеся в Россию, подвергаются жестким проверкам. Это сильно затрудняет морские поставки из Китая в Россию. Какие сухопутные маршруты могут стать альтернативой, журналу RUБЕЖ рассказал Генеральный директор NOVELCO Григорий Григорьев.
Автор: Григорий Григорьев, генеральный директор NOVELCO
Комитет постоянных представителей стран ЕС в Брюсселе (COREPER) 8 апреля ввел новый, уже пятый пакет санкций против России. Он включает широкий спектр мер в отношении российского грузового транспорта, в частности, закрыт доступ судам, идущим под российским флагом, в порты ЕС. По данным Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ), в морском транспортном флоте, контролируемом российскими судовладельцами, 62% тоннажа приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами.
Однако доставка морем в направлении России через европейские порты затруднена. Госорганы ужесточили не только контроль документов, но ввели дополнительные проверочные процедуры – досмотры, просвет на рентген установках (ИДК). В результате этого, по оценке специалистов нашей компании, в портах Северной Европы застряло около 10 тыс. TEU (аналог 20’ контейнера, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), а время простоя увеличилось в среднем на 35% по сравнению с периодом до февраля 2022 года. Это главным образом сказывается на поставках из Китая - основного торгового партнера России. Около 80% перевозок из Китая выполнялись морским транспортом, большее 60% из них - через порты Европы. Большинство получателей в России находится в ее европейской части, поэтому доставка морем в порты Балтийского бассейна и далее автотранспортом или контейнерными поездами в западную часть России долгое время оценивалось как самая экономически обоснованная.
Сегодня этот путь перестает быть интересным. Нужно рассматривать альтернативы, причем желательно сухопутные. Основной объем морских перевозок завязан на международных перевозчиков, таких как Maersk, MSC, CMA CGM, ONE LINE. Все эти перевозчики в настоящий момент отказываются от работы на маршрутах в Россию. А сервис многочисленных китайских морских операторов пока ограничен по вместимости судов на маршрутах в порты Дальнего Востока и географии отправок из портов Китая.
Какие есть альтернативы морским перевозкам
Автоперевозки
Возможности автоперевозки из Китая существенно ограничены мощностями международных автомобильных пограничных переходов Китай – Россия. Самый крупный из них Маньжурия – Забайкальск пропускает около 100 машин в день в обоих направлениях, остальные (Суйфенхе – Пограничный, Дуннин – Полтавка, Хуньчунь – Краскино) – около 40 машин в день. В период острой фазы контейнерного кризиса в пандемию на этот вид перевозок резко возрос. Это стало следствием того, что сроки доставки морем или по железной дороге стало сложно прогнозировать. Пограничные пункты пропуска быстро захлебнулись в объемах, образовались очереди из тысяч машин. Кроме того, на работу этих погранпереходов существенно влияет эпидемиологическая обстановка в Китае – даже при небольших вспышках в этом регионе власти сразу закрывают границу. Для сколь-нибудь объемных перевозок этот тип доставки не подходит.
Действительно полноценной альтернативой может стать только ЖД доставка. Она не такая дорогая как авиадоставка и не такая медленная, как морская.
Железная дорога
Есть три основных пути железнодорожной доставки из Китая в Россию:
- Cеверный коридор – непосредственно из Китая в Россию через международный переход Маньчжурия, Китай – Забайкальск, Россия или Суйфенхе, Китай – Гродеково, Россия по Транссибирской магистрали.
В основном используется переход через Забайкальск. Он наиболее развит. 28 марта 2022 года был открыт мощный транспортно-логистический комплекс «Забайкальск», пропускная способность пункта пропуска теперь составляет 52 железнодорожных состава в сутки (32 состава по «широкой» российской колее 1520 мм и 20 составов по «узкой» китайской колее 1435 мм). О планах реновации железнодорожного погранперехода в Гродеково ничего не известно. На сегодня он может пропускать около шесть поездов в день. Это самый экономически выгодный и быстрый железнодорожный способ доставки из Китая в Россию. По этому маршруту можно получить наибольшее количество вариантов отправок с разных станций и с большей частотой отправлений. И главное можно выбирать станции назначения в московском регионе, тк рост спроса на ЖД перевозки вызывает задержки в обработке контейнеров на этих станциях. Среднее транзитное время поезда по этому маршруту сегодня составляет 18-20 дней.
- Южный коридор – из Китая через Казахстан в Россию (международные железнодорожные переходы Алашанькоу, Китай - Достык, КАЗАХСТАН и Хоргос, Китай - Алтынколь, Казахстан).
Транзитное время поезда примерно такое же – 20-22 дня, география станций отправления также сопоставимая.
- Центральный коридор – из Китая через Монголию в Россию (международный железнодорожный переход Сухэ-Батор, Монголия - Наушки, Россия). Этот путь самый долгий, транзитное время поезда больше – 25-30 дней. Возможности по выбору станций отправления существенно меньше.
Компании, как правило, выбирают маршруты через Забайкальск и Казахстан. Маршрут через Монголию имеет ряд недостатков: низкий уровень организации и управления железной дороги, возможные ожидания на погранпереходе, низкий уровень развития железнодорожной инфраструктуры и как следствие низкая скорость перевозки.
При выборе маршрута железнодорожной доставки из Китая следует учитывать не только транзитное время поезда и стоимость перевозки, но и в каком регионе Китая находится фабрика.:
Например, если фабрики находятся ближе к станциям отправления в центральной или южной частях Китая, транзит через Казахстан может быть более конкурентным благодаря использованию на значительном расстоянии более развитой и дешевой транспортной инфраструктуры Китая.
Если поставщики находятся в северной части Китая (Пекин, Далянь, Тяньцзинь), использование Транссиба может быть более эффективным. Хотя на практике разница в цене будет не столь существенной в сравнении с большими возможностями в выборе расписания отправлений при транзите через Забайкальск.
В связи с санкционными ограничениями европейские страны сегодня массово отказываются от железнодорожного транзита из Китая в Европу по территории России. Ожидается, что в этом году объем этого транзита через РФ резко сократится. С одной стороны российская сторона теряет важный источник поступления средств. С другой стороны – те объемы контейнеров, которые сейчас не могут быть перевезены в порты Дальнего Востока морем по причине ухода крупных морских перевозчиков на этих маршрутах, могут быть перераспределены на железнодорожную доставку.