Рейтинг сформирован по совокупному обороту компаний. Эксперты решили оставить только 30 субъектов федерации вместо 40 годом ранее. Из них только примерно в 15 регионах имеется сформировавшаяся софтверная отрасль.
Для отбора в топ-30 анализировались данные 50-и субъектов федерации. К тому же, сформирован дополнительный дивизион из 11 регионов, которые являются основными претендентами на попадание в основной рейтинг. В этом дивизионе ранжирование регионов не проводилось.
При сборе информации для «Рейтинга регионов» использовались следующие источники:
- статистика экспорта «Телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг» с разбивкой по субъектам федерации (ЦБ России);
- данные о количестве компаний, имеющих вакансии, и данные о количестве вакансий в сфере «Разработка ПО» (портал hh.ru);
- реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций);
- результаты ежегодного исследования и база из около 2 тыс. софтверных компаний (РУССОФТ).
Все 30 регионов, попавшие в основной рейтинг, распределены по 4-м дивизионам –A, B, C, D. Еще один дополнительный дивизион (E) составлен из 11 субъектов федерации, которые очень близки к попаданию в Топ-30.
Первый дивизион представляют Москва и Санкт-Петербург.
В дивизионе В, «Лидеры», три региона - Новосибирская и Нижегородская области, а также Татарстан. Они имеют большое отставание от Москвы и Петербурга и значительное преимущество перед последующими субъектами федерации. Татарстан почти по всем параметрам отстает от двух других регионов этого Дивизиона (только по количеству вакансий он располагается на третьем месте после Москвы и Петербурга). Потому в Рейтинге он занимает 5-е место.
Нижегородская область имеет преимущество перед Новосибирской по объему экспорта компьютерных услуг (230 млн долларов против 170 млн долларов), а также по количеству специалистов, работающих в регионе в офисах иногородних компаний (эти данные получены благодаря опросу РУССОФТ в рамках ежегодного исследования). Однако по другим параметрам существенно уступает.
В дивизионе C - 11 регионов, в которых совокупный оборот софтверных предприятий составляет 13-32 млрд рублей (200-500 млн долларов). Они все претендуют на то, чтобы оказаться в дивизионе «Лидеров».
Почти во всех этих регионах сформировалась софтверная отрасль с не менее чем 100 стабильно функционирующими компаниями, которые ее представляют. Эти компании ориентированы не только на российские рынок, но работают активно и в дальнем зарубежье, а также имеют различную специализацию, охватывая все или почти все основные направления деятельности в сфере разработки ПО.
Особняком стоят Воронежская и Саратовская область. Они попали в данный дивизион благодаря наличию центров разработки иногородних компаний. То есть, в этих регионах есть достаточное количество хорошо подготовленных специалистов, а вот с созданием успешных компаний есть проблемы. К таким регионам можно отнести также Омскую область. У Воронежской, Саратовской, Омской и Свердловской областей имеются особенно большой и вполне понятный потенциал для роста.
В Дивизионе D, Генезис, включены регионы с совокупным доходом компаний менее 10 млрд рублей, 150 млн долларов. Порогом для попадания в нее по факту является общий оборот примерно в 50 млн долларов. Говорить, что они имеют сформировавшуюся софтверную отрасль, пока уверенно нельзя. Тем не менее, предпосылки для того, что она разовьётся – есть.
По мнению главного аналитика РУССОФТ Дмитрия Желвицкого, у регионов есть хорошие предпосылки для роста в 2021 году:
В регионах в последние годы университеты стали лучше работать. Они подтягиваются к уровню ведущих московских и петербургских, что отмечается в различных рейтингах.
Есть немало примеров, когда компании регионов даже без сильных университетов выходят на международный уровень. В Петербурге и Москве компаний, успешно работающих за рубежом, уже давно много. Потому потенциал роста все же лучше у регионов, хотя он есть и у софтверных отраслей двух столиц. В ряде регионов возможность успешной работы на международном рынке становится открытием для молодых людей, вдохновляющим на создание новых компаний или на более активное развитие уже существующих.