Участники рынка big data разработали кодекс этики использования данных, сообщает Коммерсант.
Документ подготовлен Институтом развития интернета (ИРИ) и Ассоциация больших данных, которая объединяет «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, «МегаФон», «Ростелеком» и ряд других крупных российских компаний и разработчиков. В настоящий момент кодекс проходит согласование, а затем будет направлен для обсуждения экспертным сообществом.
Одним из основополагающих принципов кодекса стало требование обязательной проверки компаниями возможности использования данных. При этом согласие на обработку персональных данных может быть получено в любой форме, в том числе удаленно. Документом признается практика применения данных для таргетированного маркетинга, если предложения позволяют потенциальному приобретателю «обеспечить оптимальный выбор товаров» и не являются «необоснованно навязчивыми».
Важнейшая задача кодекса – восполнение правового пробела в плане возможности свободно использовать общедоступные данные. Поскольку это может нарушить права операторов как правообладателей базы данных. По сведениям Ассоциации больших данных, объем отечественного рынка больших данных составляет 10-30 млрд рублей в год, а к 2024 году вырастет до 300 млрд. рублей. Поэтому вопрос регламентации использования, хранения и обработки больших данных является актуальным.
Необходимо учитывать не только законы рынка, но и права потребителей. Составители кодекса полагают, что на данном этапе разработка единого закона может и не оправдать ожиданий. У каждого вида данных своя специфика, которую трудно определить правовой нормой.