/ /

Александр Чуприян: «У МЧС нет задачи насыщать российский рынок запросами и заказами. Наша задача - спасать жизни людей»

Александр Чуприян: «У МЧС нет задачи насыщать российский рынок запросами и заказами. Наша задача - спасать жизни людей»

29 августа 2018, 22:19    879

Отдельным распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден состав Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств (АПК) «Безопасный город». Гость этого номера — Александр Чуприян, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, кандидат технических наук, генерал-полковник внутренней службы — представляет в составе этой комиссии интересы главного курирующего ведомства всего проекта реализации АПК.

Концепция АПК «Безопасный город» уже стала основным ориентиром в вопросе внедрения комплекса в субъектах Российской Федерации. Целью построения и развития комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня безопасности среды обитания, общественной безопасности и обеспечения правопорядка.

В основе комплекса — создание единых стандартов функциональных технических требований к системам безопасности.

Сейчас «Безопасный город» в муниципальных образованиях — это отдельные фрагменты, не интегрированные между собой в комплексную систему и не взаимодействующие в полном объеме с федеральными системами.

К моменту принятия АПК в городах отработан только первоочередной набор задач по регистрации и обработке заявок и чрезвычайных событий. В основном внедрены комплексы видеонаблюдения и фотофиксации. Используемые системы разнородны и не зависят друг от друга. Это снижает оперативность и эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий кризисных ситуаций и происшествий.

Ключевая роль МЧС России в реализации АПК «Безопасный город» закреплена законодательно, на уровне распоряжения правительства. Это не вопрос чьего-то личного мнения.

МЧС России как главный координатор по вопросам внедрения и развития АПК разрабатывает стандарты функциональных и технических требований к комплексу, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнителей мероприятий по построению и развитию концепции «Безопасный город», нормативно-правовое и методическое обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса АПК, контроль расходования средств федерального бюджета.

«Безопасному городу», как единой концепции, сегодня не хватает интеграции источников информации в рамках единого информационного пространства. До сих пор не решена задача его организации, в том числе с использованием уже существующих наработок министерств и ведомств по универсальным открытым протоколам. И практически никак не реализована аналитическая функциональность, не внедрены системы прогнозирования, сценарного

анализа угроз и отвечающие современным требованиям геоинформационные системы.

Ключевое требование, которое проходит красной нитью через концепцию построения и развития АПК «Безопасный город», — создание единой информационной среды, внедрение муниципальной интеграционной платформы на базе единой дежурной диспетчерской службы.

Я не буду называть существовавший принцип реализации безопасности городов количественным. Решения принимались и реализовывались в определенных социально-экономических условиях, в условиях развития систем и технологий безопасности.

Критерии и показатели эффективности использования АПК «Безопасный город» можно классифицировать по следующим категориям: повышение готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач; повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений; снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, гибели и травматизма людей; контроль миграционных движений; максимизация социально-экономических эффектов.

Критерии подбора оборудования для АПК «Безопасный город» будут зависеть от разрабатываемых единых технических требований. Рассматривается вопрос о том, чтобы основным механизмом финансирования стала подпрограмма в рамках соответствующей государственной программы. Подпрограмма будет наполнена консолидированными финансовыми средствами. Вероятно, обеспечить это можно будет путем перераспределения средств из уже реализуемых государственных федеральных программ.

На самом деле, концепцию АПК начали оформлять уже давно. Это результат кропотливого труда тысяч специалистов, объединивших свои усилия по доработке и оптимизации построения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Это время не было потрачено впустую. Необходимо провести 20% от уже выполненных работ, которые увеличат полезность имеющихся систем в 2–3 раза, что даст так называемый эффект синергии.

За предыдущие шесть лет были осуществлены мероприятия, которые позволяют нам сейчас говорить о том, что мы стоим на пороге создания интеллектуальной многоуровневой автоматизированной системы управления безопасностью на территории субъектов Российской Федерации и городов.

В сфере реализации «безопасных городов» до принятия концепции АПК лидируют Санкт-Петербург, Курская, Вологодская области, Республика Татарстан, ЯНАО. Это и развитие ИТ-инфраструктуры, и техническая оснащенность систем обеспечения комплексной безопасности населения, и эффективность использования данных систем.

Для реализации новой концепции есть утвержденный список 23 пилотных регионов, среди которых в том числе субъекты Российской Федерации, где в 2018 году будут проводиться мероприятия, связанные с чемпионатом мира по футболу, а также ряд субъектов Северо-Кавказского региона. Перечислять их все поименно не буду, поскольку они указаны в протоколах Межведомственной комиссии.

Многие коммерческие компании имеют свои решения, которые можно использовать при построении АПК «Безопасный город». Под эгидой Межведомственной комиссии удалось консолидировать уникальную экспертизу ведущих компаний в сфере безопасности, в том числе «Ростелекома», «Ростехнологий», «Ай-Теко», «Компьюлинка», РТИ, «Рекода», «Техносерва» и других.

Участие частных инвесторов в АПК «Безопасном городе» имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя забывать, что целью концепции является повышение общего уровня безопасности среды обитания, общественной безопасности и обеспечение правопорядка. Одновременно муниципальные образования решают задачи в сфере эффективности коммунального хозяйства, энергоэффективности, достигают определенного экономического эффекта, что может быть интересно частным инвесторам. Но обеспечение должного уровня контроля и координации, а также выполнение принципов концепции не позволят снизить эффективность решений в угоду коммерческой выгоде.

На момент начальной реализации программы решение со сбором информации в едином центре хранения было оправданным. Да и сейчас вопрос является дискуссионным с точки зрения контроля доступа, защищенности, надежности хранения, финансирования, наконец.

Динамику импортозамещения оцениваю положительно. Вопрос поднят не вчера, и это вопрос не только экономической безопасности, но и обороноспособности государства, информационной безопасности и т.д.

Все процедуры и предъявляемые требования к поставщикам оборудования прозрачны. Мы действуем в рамках федерального законодательства. Российским производителям если что и мешает участвовать в программах, так это невыполнение предъявляемых требований, отсутствие необходимого опыта и ресурсов.

На мой субъективный взгляд, ответ на вопрос «как стать поставщиком или подрядчиком МЧС России» дают соответствующие нормы федерального законодательства. Никаких секретных рецептов здесь нет.

У нас нет задачи насыщать российский рынок запросами и заказами. Наша задача — спасать жизни людей. В своих запросах МЧС России исходит из целей деятельности. Я напомню слова Дмитрия Рогозина: принимая во внимание сложности и в экономике, и в финансовой сфере, особенно на уровне регионов, мы должны спланировать и осуществить комплекс мер по построению эффективной системы использования каждого рубля, каждой копейки, которые будут выделяться на реализацию этого проекта из различных бюджетов. И тогда планы будут реализованы в той мере, в какой они были задуманы.


Был ли вам полезен данный материал?


Александр Чуприян: «У МЧС нет задачи насыщать российский рынок запросами и заказами. Наша задача - спасать жизни людей»

Вопрос номера:
Как изменился рынок?

Герой номера:
Александр Чуприян,
заместитель министра МЧС РФ

Продукт номера:
Центры обработки данных

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.2271 s
queries: 153 (0.0137 s)
memory: 2 048 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.