Закон расставляет акценты
Реализуемый сегодня в Минске проект «Безопасный город» — центральная государственная программа по применению технических средств для общественной безопасности. Главным инструментом государственного управления программой является единая нормативная база.
ЦЕНА ОПЫТА
В Минске система видеонаблюдения существует в составе системы мониторинга общественной безопасности города с 2001 года. В ходе первого этапа ее построения видеокамеры появились вдоль проспекта Независимости, от площади Ленина до площади Калинина, и проспекта Победителей, от «Макдоналдса» до стелы «Минск — город-герой». Тогда было установлено 37 аналоговых видеокамер Bakcell, а бюджет проекта составил примерно $150 тыс.
В 2003 году по решению Мингорисполкома дополнительными 20 камерами были оснащены въезды и выезды из города по основным направлениям: Брест, Слуцк, Гродно, Витебск, Могилев, Москва, Молодечно.
Следующий этап ознаменовался появлением понятия «цифровой формат»: в особо важных местах стали устанавливать IP-камеры высокого разрешения от Avigilon. Система видеонаблюдения была перепроектирована и существенно расширилась.
Момент истины наступил 11 апреля 2011 года, в день теракта в минском метро. Созданная к тому моменту система видеонаблюдения испытание на прочность прошла, но выявились и слабые стороны. Городская камера Avigilon (16 Мп, частота 4,4 к/с) фиксировала выходы из метро на Октябрьской площади, и качество изображения оказалось достаточным, чтобы опознать причастных к взрыву людей. Однако изображение с видеокамер, установленных непосредственно на станциях и в вестибюлях метрополитена, оставляло желать лучшего: их технические характеристики не позволили предоставить качественный материал криминалистам (рис. 1 и 2).
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
После трагедии процесс построения системы видеонаблюдения за общественными местами власти белорусской столицы перевели на новые принципы. Оснащение городских объектов видеокамерами перестало быть спонтанным и формальным. МВД инициировало разработку нормативных актов, регламентирующих каждый последующий этап программы по безопасности. При этом акцент делается на общеприменимость системы — доступ к ней должен быть как у сотрудников МВД, КГБ (сегодня, например, практически ни одно раскрытие кражи в минских магазинах не происходит без изучения видеозаписей с камер наблюдения), так и у МЧС, ЖКХ и прочих государственных структур.
Первым правовым актом — попыткой систематизировать требования к системе видеонаблюдения, в том числе технические — стало Постановление Совета министров № 1135 от 11 декабря 2012 года «О применении систем безопасности и телевизионных систем видеонаблюдения». Нормативную базу для дальнейшего расширения этого направления в стране сформировал Указ Президента Республики Беларусь от 28.11.2013 № 527 «О вопросах создания системы видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка».
Указ обобщил требования к построению системы видеонаблюдения для городских условий, исключил ряд спорных моментов в части ранее принятых технических требований и наметил общую государственную политику по развитию данной системы в Беларуси. В частности, документ определил перечень объектов и мест массового пребывания граждан, где системы видеонаблюдения должны быть установлены в первую очередь. Развитие системы предполагает подключение локальных, ведомственных систем, поэтому много внимания в документе уделяется вопросам интеграции. Требование к глубине архива в Беларуси также закреплено на уровне нормативов и составляет не менее 30 дней.
ЯДРО СИСТЕМЫ
Указ определил и участников проекта — генерального заказчика (Мингорисполком), пользователя системой видеонаблюдения в Минске (ГУВД Мингорисполкома), а также разработчика и инсталлятора (ОАО «АГАТ — системы управления»). Главный элемент городской системы видеонаблюдения при этом имеет официальное название — «Система видеонаблюдения Минска в местах массового пребывания граждан». Она обеспечивает контроль ситуации на улицах города, остановках транспорта и других общественных территориях. Система также отвечает за оповещение о наступившей или предполагаемой угрозе жизни и здоровью горожан, координацию действий и оперативное реагирование различных служб, в том числе при ликвидации ЧС и их последствий, оказании экстренной медицинской помощи пострадавшим. Среди задач системы — выявление нарушителей порядка и лиц, создающих угрозу безопасности граждан, повышение раскрываемости преступлений. Экспертизу и ТЗ в проекте ее построения предоставляют специалисты МВД.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Регламентировать только требования к построению систем видеонаблюдения недостаточно. Упорядоченной должна быть вся сопутствующая нормативная база — от получения технических условий на электроснабжение и интеграцию в систему оборудования на объектах разных ведомств до правил предоставления архивной информации. При этом законотворческая работа государственных структур должна быть организована в русле формирования единого национального законодательства по безопасности. Только так опыт Минска можно будет масштабировать в пределах всей Беларуси.
Был ли вам полезен данный материал?
Вопрос номера: Как изменился рынок?
Герой номера:
Александр Чуприян,
заместитель министра МЧС РФ
Продукт номера: Центры обработки данных