Инвестор на пороге

25 августа 2018, 22:24    402

Судьба любой программы зависит прежде всего от финансирования. Концепция аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» — не исключение. Например, в одном только Санкт-Петербурге объем необходимых инвестиций власти оценивают в более чем 2 млрд рублей. И хотя вице-премьер Дмитрий Рогозин призвал на декабрьском совещании в МЧС консолидировать необходимые для реализации АПК деньги «в одной копилке», альтернативные схемы финансирования сохраняют свою актуальность. Журнал RUБЕЖ изучил существующий опыт участия негосударственных и частных инвесторов в проектах
организации безопасности городов в России.

ПРАВИЛА ВХОДА

Нормативная основа для частных инвестиций в «Безопасный город» — модель государственно-частного партнерства (ГЧП) — предусмотрена в 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Первый конкурс в формате ГЧП стоимостью 860 млн рублей на установку в городе специального аппаратно-программного комплекса был организован еще в 2013 году властями Нижегородской области. В 2014 году разыгрывалось уже четыре тендера на поиски инвесторов: в Саранске — на установку АПК «Безопасный город» по договору ГЧК с суммой 550 млн рублей, в Костромской и Рязанской областях — на право заключения концессионного соглашения о создании и эксплуатации системы комплексной безопасности дорожного движения сроком на 12 лет, и, наконец, в августе 2014 года в Забайкальском крае также объявили конкурс на право заключения концессионного соглашения, предусматривающего проектирование, создание и эксплуатацию системы видеоконтроля дорожной ситуации, фотовидеофиксации нарушений ПДД, на сумму не менее 500 млн рублей.

Известно и о готовящемся тендере в Волгоградской области на проектирование, установку, реконструкцию и эксплуатацию системы фотовидеофиксации. Еще один актуальный документ при привлечении частных инвестиций в рамках госзакупок для АПК «Безопасный город» — 44-ФЗ (до конца 2013 года — 94-ФЗ). Он, правда, не позволяет коммерческим компаниям напрямую инвестировать в создание инфраструктуры для безопасности городов, однако содержит отдельное положение о сервисных контрактах, в частности контрактах жизненного цикла. Например, в Омской области подобный проект реализован по праву на заключение контракта на закупку услуг по информированию Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений. Закупка оборудования при этом стала частью подготовки к последующему оказанию услуг по информированию.

В Дагестане право на заключение еще одного контракта — по предоставлению информации о нарушениях правил ПДД — получила компания Maykor, один из крупнейших в России сервис-провайдеров. Согласно условиям госконтракта стоимостью 700 млн рублей, Maykor вместе с компаниями-партнерами («Компьюлинк», «Вита-Сервис») обеспечивает закупку и установку систем видеонаблюдения, оснащение диспетчерского центра, создание сопутствующей инженерной инфраструктуры, а также дальнейшую ко ординацию работы системы — от техобслуживания до рассылки писем о зафиксированных нарушениях ПДД. Контракт заключен в конце 2013 года и предполагает, что Maykor в течение трех лет отправит нарушителям не менее 2 млн постановлений о взыскании штрафов. Именно из этих средств инвестор и рассчитывает окупить вложения в проект.

«Для республики это был первый опыт такого проекта, — комментирует Антон Лихачев, вице-президент Maykor по стратегии и развитию бизнеса. — Поэтому на нас легли не только задачи, прописанные в госконтракте, но и дополнительные. При нашем участии правительством и МВД республики был спроектирован и полностью технически оснащен Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения. В этот проект, а также в пилот мы инвестировали свои экспертизу, время и ресурсы».

Пилотная зона была развернута в Махачкале, и ее презентация в сентябре 2013 года стала настоящим событием республиканского значения. По итогам уже реализованных этапов компания пришла к выводу, что инвестиционное партнерство на основе сервисной модели ее интересует больше, чем только лишь участие в создании системы фотовидеофиксации.

РИСКИ И ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ

В отсутствие четкой нормативной основы пути успешного инвестирования в «Безопасный город» бизнес ищет методом проб и ошибок. Потенциальный инвестор вкладывает немалые средства и в проектирование решения, и в развертывание пилота, и в подготовку сопроводительной документации, но при этом совершенно лишен гарантий того, что именно он в итоге получит контракт.

Например, компания «Вита-Сервис» вместе с региональным технологическим партнером — компанией «СибИТ» — планировала выступить инвестором проекта в Забайкальском крае. Разработка решения заняла более двух лет. В тесном сотрудничестве с администрацией края велась работа по формулированию технического задания, критериев и положений конкурсной документации. В середине 2014 года данное инвестиционное партнерство за счет собственных ресурсов построило тестовую зону АПК «Безопасный город» для международного студенческого фестиваля, проходящего в Чите и Владивостоке. Система обеспечивала качественное видеонаблюдение, включая автоматические алгоритмы определения угроз. Для реализации пилота потребовалось не только спроектировать решение и закупить оборудование, но и заключить сервисные контракты, оплатив сертификацию своих сотрудников. Однако после опубликования конкурса интерес к нему проявил сибирский МРФ «Ростелеком», и

«Вита-Сервис», просчитав свои шансы при конкурировании по цене на фоне понесенных затрат, отказалась от намерения участвовать в данном конкурсе. В итоге телеком-оператор оказался единственным исполнителем и получил право на заключение концессионного соглашения.

Еще один риск инвесторов в АПК «Безопасный город» — проблема «опознания» средств, поступивших в бюджет в результате работы систем безопасности. Штрафы по итогам работы систем видеофиксации нарушений ПДД поступают, как правило, в региональный бюджет, а систему строит и обслуживает город.

Отсутствие механизма распределения штрафной части регионального бюджета вредит и самим городам: в Нижнем Тагиле деньги из областной казны ни разу не поступили в город, и муниципалитету обслуживать созданный комплекс видеонаблюдения оказалось просто не на что. «Выплаты по инвестиционным проектам в рамках «Безопасного города» формируются как определенный процент от выписанных штрафов. Эти средства могут поступать только в бюджет региона, а все траты по нему — на обслуживание, почтовую рассылку постановлений и т.д. — осуществляет инвестор, — поясняет Александр Григорьев, директор по развитию «Вита-Сервиса». — Причем все стадии этого процесса взаимосвязаны, и стоит вовремя не оплатить, например, почтовые услуги, как останавливается весь процесс.

Деньги, поступающие в бюджет региона от штрафов, согласно 35-й статье Бюджетного кодекса, «не окрашены», и перед администрацией региона в условиях постоянного бюджетного дефицита всегда будет стоять дилемма: выполнить свои обязательства перед коммерсантами или срочно отремонтировать очередной лопнувший трубопровод».

КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД

Главный интерес для инвестирования в «Безопасный город» сегодня представляют системы видеонаблюдения за дорогами и местами массового скопления граждан (вокзалы, аэропорты, больницы, школы, детские сады и т.п.). Подсистема фотовидеофиксации нарушений ПДД — пока что единственная, которая в состоянии обеспечить экономическую состоятельность частных вложений. Но эксперты признают: потенциальные возможности партнерства в сфере общественной безопасности гораздо шире. Об этом свидетельствует опыт реализации смежных программ, которые развиваются параллельно «Безопасному городу» и в дальнейшем могли бы интегрироваться в единый комплекс городских систем безопасности как часть АПК.

Так, в рамках пилотного проекта на деньги частных инвесторов были установлены камеры в 20 дошкольных учреждениях. Доступ к трансляции осуществляется через личный кабинет на московском портале госуслуг.

Пока видео бесплатно, в дальнейшем услуга станет для родителей платной, по желанию. Горожанам идея пришлась по душе, по итогам голосования на сайте «Активный гражданин» эту практику власти распространят по всему городу. К весне 2015 года Департамент информационных технологий Москвы планирует разработать методические и технические рекомендации к используемым технологиям и алгоритмам привлечения в проект инвесторов.

Еще один пример построения бизнеса на безопасности городов — оснащение системами видеонаблюдения придомовых и подъездных территорий на принципах некоммерческого партнерства. Такую программу — «Безопасный дом» — реализует одноименное некоммерческое объединение уже в 11 городах России. Программа не всегда подразумевает прямую прибыль, однако каждый ее участник так или иначе получает свою выгоду — от лояльности населения до преференций со стороны властей. Так, монтажная компания «Цифрал-Сервис», основной партнер в проектах по всей стране, бесплатно рекламирует свои услуги для населения, окупая вложения за счет прироста продаж за два-три года.

Компании-провайдеры (в частности «Вымпелком») предоставляют каналы передачи данных и дата-центры в обмен на доступ к данным камер в подъездах, где установлено их дорогостоящее оборудование. Управляющие компании благодаря этим же камерам могут удаленно отслеживать работу своих сотрудников и подрядчиков.

Годовой бюджет «Безопасного дома», например, в Одинцово составляет 12 млн рублей. Координатор программы Владислав Жукович рассказывает: «Запуск становится возможным, если у органов власти есть желание оказывать содействие, а у бизнеса — инвестировать в репутацию надежного и социально ответственного поставщика».

Другой пример. В подмосковной Ивантеевке управляющая компания «Школьная» вместе с компаниямизастройщиками внедряет биометрические системы доступа в подъезды с идентификацией по отпечатку пальца. Стоимость услуги потенциально может быть включена в цену жилья при продаже либо в список платных коммунальных услуг. Кроме того, уникальное решение привлекло внимание МВД: ведомство рассматривает возможность интеграции системы распознавания отпечатков с полицейской базой данных.

ИНВЕСТИЦИИ КАК ДВИГАТЕЛЬ РЫНКА

При всех издержках опыт участия бизнес-инвесторов в проектах по безопасности городов и территорий подтверждает тезис о пользе конкуренции. «В таких контрактах исполнитель определенно более автономен при выборе оборудования и партнеров, — говорит Антон Лихачев. — Инвестор заинтересован в установке качественных аппаратно-программных комплексов, ведь экономия на них может привести к невозврату инвестиций из-за постоянных сбоев и поломок». Главное преимущество инвестиционного проекта — цена перестает быть единственным критерием выбора поставщика, фокус внимания смещается на другие параметры: технические характеристики оборудования, его интеграционные возможности, надежность поставщика и т.д.

Выгоду от сотрудничества властей и коммерческой организации подтверждает Андрей Юдников, генеральный директор компании Ivideon (предоставляет услуги видеонаблюдения по модели SaaS): «Частные компании — наши партнеры размещают видео с камер, установленных в публичных местах, в Интернете. Их клиенты, например, могут следить, как идет строительство.

Думаю, этот опыт мог быть полезен властям Москвы при реализации задач «Безопасного города». О намерениях московских властей обязать компании, которые владеют системами видеонаблюдения в местах общего пользования, предоставлять доступ к архивам видео, говорят давно. «Мы считаем такую интеграцию довольно интересной, — продолжает Юдников. — Но как это будет реализовано на практике, сказать сложно. Пока бизнес не видит в этом выгоды, поэтому заниматься никто особо не хочет. Думается, при должном подходе к реализации этого проекта будущее у него есть».

ЦЕНА — НЕ ВОПРОС

Эксперты расходятся во мнениях о шансах частных инвесторов получить постоянную прописку в проектах «Безопасных городов». «Когда речь идет о безопасности населения, никакая администрация, никакое министерство не выпустят проект из-под своего контроля. Частная компания может разве что продать оборудование или рабочую силу и получить за это деньги, но глубоко зайти в проекты им не позволят», — говорит технический директор Vidau Александр Снегирев.

Однако с ним не согласен Сергей Миневич, технический директор торгового дома «Деан»: «Развитие тренда частного финансирования, если такое произойдет, во-первых, приведет к появлению актуальных технологий в АПК «Безопасный город». Во-вторых, откроет рынок поставщикам, заинтересованным в открытой конкуренции, и, наконец, сыграет на руку потребителям, выявляя наилучший продукт в конкурентной среде».

Логично предположить, что следом за разработкой единых технических требований координаторы АПК «Безопасный город» вплотную займутся правилами привлечения финансирования в такие проекты. Тем более что такую необходимость диктует общий экономический контекст, в котором будет реализована концепция.


Был ли вам полезен данный материал?


Инвестор на пороге

Вопрос номера:
Как изменился рынок?

Герой номера:
Александр Чуприян,
заместитель министра МЧС РФ

Продукт номера:
Центры обработки данных

RUБЕЖ в vk RUБЕЖ на dzen RUБЕЖ на youtube RUБЕЖ в telegram+ RUБЕЖ-RSS

Контакты

Адрес: 121471, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1

Тел./ф.: +7 (495) 539-30-20

Время работы: 9:00-18:00, понедельник - пятница

E-mail: info@ru-bezh.ru


Для рекламодателей

E-mail: reklama@ru-bezh.ru

тел.: +7 (495) 539-30-20 (доб. 103)

total time: 0.3429 s
queries: 140 (0.0456 s)
memory: 6 144 kb
source: database
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение.